XXIII Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

«Навечно прильнувшие друг к другу…» (семантика концепции взаимоотношений кот — человек в прозе Хулио Кортасара)

Ксения Михайловна Харланова
Докладчик
магистрант 2 курса
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова

Ключевые слова, аннотация

Работа посвящена анализу образов кота и кошки в произведениях аргентинского писателя Хулио Кортасара и изучению семантики их взаимоотношений с образами героев в пространстве текста. В зависимости от того, какими смысловыми доминантами обладает бестиарный образ, — является ли он символом независимости, творческой свободы, одиночества или воплощением таинственной силы, — определяется характер отношений между котом и человеком, в свою очередь формирующий круг мотивов и тем, свойственных поэтике творчества Кортасара в целом.

Тезисы

Образ кошки всегда привлекал внимание музыкантов, художников и писателей своей богатой смысловой гаммой, оттенки которой отнесены как к положительному, так и к отрицательному семантическому полюсу. На протяжении столетий формировалось противоречивое отношение к животному — семантическими экстремумами становились почитание кошки как священного животного и страх перед ней как перед проводником в темный мир. В образе кошки присутствуют и постоянные черты, получившие вариативные трактовки, — связь с женским началом, с миром таинственного, способность к перевоплощению. Подобные черты присущи котам и кошкам, «живущим» на страницах произведений писателей самых разных эпох, стран.
Начиная со Средних веков образ кота присутствовал в многочисленных exempla и баснях испаноязычных авторов. Как самоценный бестиарный образ он начинает существовать с XIX в. и активно развивается в XX. Особое место он занимает в бестиарии аргентинского писателя Х. Кортасара, который не только искренне восхищается поведением котов, их способностью выстраивать с человеком уникальные, не допускающие подчинения, отношения — необходимости бытия друг с другом, друг для друга, — но и переносит описание этих взаимоотношений в художественное пространство прозы, возводя их в статус истинного искусства.  
В текстах Кортасара коты выполняют роль проводников в пространство чудесного, игры, куда героям, стремящимся понять правила, доступ закрыт – отсутствие коммуникации между хозяином и питомцем говорит о невозможности героя проникнуть в мир чудесного, закрепиться в нем. Но игра не имела бы смысла, если бы не оставался шанс попасть в пространство ирреальности. Такой шанс предоставляет наличие дублеров — персонажей, наделенных фелинологическими чертами, с которыми коммуникация возможна. Они обеспечивают переход из одного пространства в другое, создают эффект совмещения, растворения пространств друг в друге, запутывая героя. Чаще всего дублер — женщина (её грациозность, загадочность, непредсказуемость ассоциируются с кошачьим поведением). Кортасар не ограничивается сравнением женщина — кошка, иногда происходит почти полное отождествление образов. 
Кот — это и воплощение свободы (часто — творческой), независимости, сопряженной с безграничным одиночеством. Это символ миропорядка — и в этом случае смерть (даже разложение) кота будет означать макро- или микрохаос.
В качестве предмета литературоведческого анализа интересны многие аспекты семантики образа кота (кошки), создаваемого в прозе Кортасара. Писатель продолжает бестиарную традицию изображения этих существ в мировой литературе, при этом наделяет образ уникальными чертами, характерными для художественной прозы Кортасара в целом.