XXIII Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Эпифания в поэтике рассказов Дэвида Фостера Уоллеса

Дмитрий Викторович Марковненков
Докладчик
студент 4 курса
Казанский (Приволжский) федеральный университет

Ключевые слова, аннотация

Соединение композиционного и сюжетного смысла эпифании как элемента нарратива позволяет Дэвиду Фостеру Уоллесу расширить рамки сюжета рассказов и создать сложные психологические портреты героев. Выявление эпифаний в рассказах Уоллеса («Личность в депрессии», «Всё зелено», «Старый добрый неон») позволяет указать на связь американского писателя с эстетическими и поэтическими принципами Джеймса Джойса. При этом Уоллес использует эпифании не только для шифрования реальности или метафоры озарения, но и для фиксации особого сакрального момента, когда герой приходит к пониманию своей проблемы. 

Тезисы

Эпифания как один из важнейших элементов литературы модернизма была востребована американским писателем Дэвидом Фостером Уоллесом в рамках поэтики его рассказов. Уоллес исследует эпифанию как часть сложных композиций в функциональном аспекте, а также как способ погружения во внутренний мир героев. Эпифаническая структура, обладающая достаточным универсализмом, использовалась Уоллесом для обогащения сюжетов рассказов. Эпифании в рассказах Уоллеса представляют собой механизмы имитации времени, а эпифанические элементы помогают упорядочить хаотичность историй, маркируя ключевые моменты, и упорядочить микрокосм самих героев. При этом эпифании использовались Уоллесом и для осмысления реальности; Уоллес аналитически вскрывает трансцендентную сущность вещей и обращается к специфике вечного возвращения в прошлое, как к главной экзистенциальной проблеме его героев.
Данное исследование помогает понять, как принцип эпифаний, взятый Уоллесом из традиции литературы модернизма, переосмысляется американским писателем в контексте постмодернизма, и как эпифании становились порождающим механизмом неожиданных художественных решений в его рассказах.