XXIII Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Роль вещи в рассказе «Пещера» Е. И. Замятина

Вань Чэн
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

Ключевые слова, аннотация

Доклад посвящен рассмотрению структуры вещного мира, функционирования его доминант, а также способов передачи исторической действительности Петербурга 1910-х—1920-х гг. в рассказе Е. И. Замятина «Пещера». Анализ рассказа с этой точки зрения выявляет динамичность взаимодействия вещи и человека. Исследование отдельных деталей «вещного мира» произведения, его «вещного кода» дает возможность выявить важные особенности «метафизической» концепции писателя и своеобразие его творчества.

Тезисы

Доклад посвящен основным особенностям «поэтики вещи» в рассказе «Пещера» Е. И. Замятина, представляющем собой часть так называемой «петроградской трилогии», которую писатель создавал в 1910-х—1920-х гг. Несмотря на длительное внимание к «петербургскому тексту» Замятина, столь важная для него категория, как вещь, до сих пор остается недостаточно изученной; отсутствует надлежащая классификация, не осуществлен детальный, систематический анализ вещного мира в его поэтике.
В докладе анализируется динамика отношений между персонажем и вещью, выявляется структура вещного мира в перспективе топики жертвоприношения — представленного на метафорическом уровне ритуала, который постепенно выявляется в процессе противопоставления «бога» — чугунной печки — и беспорядочности остальных бытовых вещей. Текст Замятина, во-первых, переполнен окружающими героев приземленными вещами, реализующими тему холода и голода: топор, дрова, пальто, шкура, чугунная печка, лепешки, картошка ... Во-вторых, в нем присутствуют вещи, несущие культурное значение: красного дерева письменный стол, «опус» Скрябина №74, письма, пианино в чехле и др. Наконец, автор вводит в повествование предметы, имеющие отношение к смерти: синий флакончик с ядом и гроб.
Анализ структуры этого ряда демонстрирует особенности взаимоотношений человека и вещи в тексте: с одной стороны, такая вещь, как чугунная печка, приобретает у Замятина человеческие характеристики и становится «свидетелем» конфликтов, а с другой — человек превращается в вещь при неизбежном выборе между правдой и ложью, добром и злом. Таким образом, участвующие в «ритуале жертвоприношения» вещи, отражая уничтожение человеческой памяти и культуры Петербурга, приобретают нравственно-философский смысл.
Вместе с тем, вещи в рассказе приобретают символическое значение, отражая историческую действительность. В этом отношении наблюдение над функционированием вещи и эволюцией вещного мира у Замятина позволяет исследовать духовную и материальную жизнь 1920-х гг. — то, как автор представлял себе личность человека переломной эпохи.