XXIII Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Пространство конфликта в творчестве Раймонда Каугвера

Ксения Александровна Терещенко
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский национальный исследовательский университет информационных технологий, механики и оптики

Ключевые слова, аннотация

В первую очередь при литературоведческом анализе романа Р. Каугвера «Посмертно реабилитирован» («Postuumselt rehabiliteeritud») обращает на себя внимание многообразие конфликтных ситуаций, в которых главный герой, заключенный ГУЛАГа, оказывается после освобождения. Дальнейшее рассмотрение произведения позволило сделать выводы о характере и природе зарождения пространства конфликта в творчестве Каугвера.

Тезисы

Роман эстонского писателя Р. Каугвера (1926-1992, Kaugver) «Postuumselt rehabiliteeritud» («Посмертно реабилитирован» — перевод названия Ксении Терещенко) относится к лагерной прозе — жанру, недостаточно описанном на материале эстонской литературы, чем и обосновывается актуальность настоящего доклада.
В этом произведении речь идет о человеке, который оказался в ГУЛАГе, однако основная часть повествования сосредоточена на событиях, произошедших уже после освобождения. Вернувшись в «свободный» мир, герой вступает в состояние противоречия и борьбы. Он пребывает в этом состоянии на протяжении практически всего произведения. Пространство конфликта при этом отличается разнонаправленностью: в небольшом по размеру произведении герой проходит через множество эпизодов борьбы с внешними противоборствующими (или кажущимися ему таковыми) силами, зачастую уступая им, а также неизменно пребывая в состоянии внутреннего конфликта с самим собой. В основе этого противоречия лежит непричастность героя ни к миру «мертвых/заключенных», ни к миру «живых/свободных», вызванная тем, что на пути в ГУЛАГ он обменялся именами с другим, уже умирающим осужденным, чтобы получить меньший срок. Таким образом, вместе с настоящим именем героя исчезает и его изначальный облик: с тех пор он живет под именем мертвого человека. В пространстве лагеря это практически не имеет значения, однако, после возвращения в мир «живых» становится для героя тяжелым бременем.