XXIII Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Аллюзии как элемент искусствоведческого дискурса

Анна Михайловна Палинка
Докладчик
магистрант 2 курса
Санкт-Петербургский государственный университет

Ключевые слова, аннотация

Доклад посвящен особенностям функционирования аллюзий в текстах искусствоведческого характера. Выявляется специфика искусствоведческого дискурса, рассматриваются виды аллюзивных включений, приводится описание их лингвистических и функциональных особенностей.

Тезисы

В настоящее время возрастает интерес к проблемам изучения дискурса в разных сферах человеческой деятельности. Особенно в данном отношении любопытен искусствоведческий дискурс, то есть целенаправленная деятельность коммуникантов, связанная с интерпретацией произведений искусства. Лингвистическое описание искусствоведческого дискурса разрабатывается в ряде работ, в которых приводится детальный анализ особенностей языка искусствоведческих текстов. При этом, учитывая, что в современной лингвистической парадигме активно разрабатываются разнообразные подходы к изучению интертекстуальных связей и аллюзий как одного из способов репрезентации интертекстуальности, особый интерес представляет рассмотрение аспектов аллюзивности и интертекстуальности применительно к данному типу дискурса. 
Стилистический прием аллюзии потенциально обладает высокой эстетической ценностью, устанавливает ощущение близости между автором и читателем и способен принести читателю ни с чем не сравнимое удовольствие разгадывания. В текстах искусствоведческой направленности аллюзия вносит вклад в создание эстетического образа, что является одной из основных функций искусствоведческого дискурса. 
Материалом для исследования послужили текстовые фрагменты, содержащие аллюзии, отобранные из критических статей, посвященных изобразительному и перформативному искусству. 
В ходе исследования было выявлено несколько типов аллюзий, встречающихся в искусствоведческих текстах. К ним относятся: аллюзии на известных художников и деятелей искусства, включающие в себя аллюзии на характерные черты стиля художника, на конкретные картины (или серии картин) и их сюжеты; аллюзии на писателей и литературные произведения; а также аллюзии к явлениям популярной культуры и музыкального искусства. 
Аллюзии в искусствоведческих текстах служат для передачи информации, используются авторами критических статей в качестве аргументов в пользу их собственной интерпретации произведений искусства, для установления контакта с аудиторией и передачи эстетического опыта.