XXIII Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Дуальность языковой личности героя: Шарик vs Шариков

Юлия Витальевна Сороколита
Докладчик
студент 1 курса
Донецкий национальный университет

Ключевые слова, аннотация

В докладе рассматривается языковая личность главного героя повести М. А. Булгакова «Собачье сердце». Эта личность характеризуется как двухкомпонентная структура, элементы которой являются взаимодополняемыми и взаимообратимыми.

Тезисы

Традиционно речь героя художественного произведения рассматривается как его основная лингвистическая характеристика. Особенности речевого поведения главного героя повести М. А. Булгакова «Собачье сердце» формируют дуальную языковую личность.
Первый компонент связан с начальным этапом развития языковой личности. Это собака по кличке Шарик, не лишённая способности к внутренней речи, развёрнутым монологическим высказываниям, с которых начинается повествование: «У-у-у-у-у-у-гу-гугу-уу! О, гляньте, гляньте на меня, я погибаю! Вьюга в подворотне ревет мне отходную, и я вою с нею. Пропал я, пропал!». Обозначенному уровню соответствует ситуация формирования лексикона, что отражается в особой звуковой оформленности речи, включении междометных, звукоподражательных единиц, ориентации на фонетический уровень.
Второй компонент связан с лингвокогнитивным аспектом, он фиксирует в речи «образ мира». На этом этапе булгаковский герой копирует языковое поведение других героев, отражая в речи чужие культурно-ценностные ориентиры (например, копирование речи Швондера, пропаганда его принципов). Примечательно научно точное наблюдение доктора Борменталя о том, что речь Шарикова «носит несколько фонографический характер: как будто это существо где-то раньше слышало бранные слова, автоматически, подсознательно занесло их в свой мозг и теперь изрыгает их пачками». 
В эпилоге герой не обретает систему целей, мотивов и установок, его путь можно описать как Шарик — Шариков — Шарик. Итогом развития становится возвращение к внутренней речи, то есть первому компоненту: «Так свезло мне, так свезло, — думал он, задремывая, — просто неописуемо свезло. Утвердился я в этой квартире. Окончательно уверен я, что в моем происхождении нечисто. … Правда, голову всю исполосовали зачем-то, но это заживет до свадьбы. Нам на это нечего смотреть». 
В повести «Собачье сердце» создается уникальный тип языковой личности, который имеет двухчастную структуру, лишенную аспекта, связанного с духовным развитием. Примечательность двух компонентов структуры — вербально-фонетического и лингвокогнитивного — в том, что они не только взаимодополняемы, но и взаимообратимы.