XXIII Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Антропонимика в произведениях И. А. Ефремова

Наталья Сергеевна Журавлева
Докладчик
студент 4 курса
Московский государственный областной университет

Ключевые слова, аннотация

Доклад посвящен описанию окказиональной антропонимики в произведениях И. А. Ефремова: романах «Час Быка», «Туманность Андромеды» и повести «Сердце змеи». Антропонимическое пространство включает в себя две группы, каждая из которых обладает структурными особенностями. Особое внимание было обращено на функции антропонимов: интенциональную, репродуктивную, эмоционально-оценочную и другие. Употребление антропонимов направлено на формирование иллюзии реального мира, а также разрушение сложившихся стереотипов сознания и создание космополитической концепции утопического мира.

Тезисы

Антропонимы в романах И. А. Ефремова «Туманность Андромеды», «Час Быка» и повести «Сердце змеи» имеют окказиональное происхождение и делятся на две группы: номинации жителей Земли и планеты Торманс. Каждая группа имеет структурные особенности. В докладе рассматриваются функции антропонимов: репродуктивная (создание иллюзии «реального» мира в научно-фантастических текстах), интенциональная (разрушение сложившихся стереотипов сознания в ономасиологии и трансляция космополитической концепции утопического мира), эмоционально-оценочная. Таким образом, антропонимы являются ключевыми словами для образной системы произведений Ефремова. Они являются трансляторами авторской научно-фантастической картины мира.
Разделение антропонимов на две группы обусловлено особенностью их структуры. Для создания антропонимов жителей планеты Земля подбираются созвучия из языков тех народов, с которыми персонажи связаны по происхождению (Эрг Ноор, Низа Крит, Пур Хисс, Эон Тал, Ингрид Дитра). Используя апеллятивные антропонимы, автор показывает национальное разнообразие героев в «едином» мире, сравнивает их с древними народами. Отдельную группу составляют антропонимы жителей планеты Торманс в романе «Час Быка»: Чойо Чагас, Гентло Ши, Янтре Яхах, Эр Во-Биа, Хонтээло Толло Фраэль. От количества основ антропонима зависели социальные права обитателей планеты, живущих в среде всеобщего неравенства. Обособив группу антропонимов жителей планеты Ян-Ях, Ефремов выстраивает свою концепцию разумно устроенного общества будущего.