49th International Philological Conference (IPC 2020) in Homage to Professor Ludmila Verbitskaya (1936-2019)

Формирование коммуникативной компетенции в контексте магистерских программ «двух дипломов»: проблемы и возможные решения

Михаил Витальевич Корышев
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет
Екатерина Павловна Иванова
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургский государственный университет

Ключевые слова, аннотация

Магистратура, совместная программа, программа двух дипломов, межкультурная коммуникация.

Тезисы

В настоящее время в образовательном пространстве высшей школы очевидным образом наблюдается тенденция к активизации различных форм обменов и академической мобильности студентов и преподавателей. Опыт интеграции этих форм в учебный процесс, а также потенциал академической мобильности для развития международного культурного, образовательного и научно-исследовательского сотрудничества неоднократно становился предметом анализа, его польза и эффективность для формирования широкого круга универсальных и профессиональных компетенций будущих выпускников бакалавриата и магистратуры очевидны. Наряду с академической мобильностью набирает обороты процесс разработки т. н. программ двойных дипломов, в первую очередь на уровне магистратуры. В действительно речь идет не о двойном дипломе как таковом, а об одновременном обучении в двух университетах, российском и зарубежном, и получении двух дипломов об окончании этих учебных заведений. Опыт нашего участия в работе рабочих групп по разработке учебно-методической документации совместных программ магистратуры с французскими и немецкими университетами свидетельствует о том, что в процессе работы разработчики сталкиваются с целым комплексом трудностей, связанных в первую очередь с необходимостью установления эффективного взаимодействия со свои зарубежным партнером. Вариативность национального законодательства в области образования, различные подходы к оценке компетенций и качества образования, различные представления о формируемых компетенциях, — все это лишь некоторые предпосылки, которые обусловливают трудность продвижения проектов совместных программ. Предполагается рассмотреть широкий спектр вопросов, связанный с формированием коммуникативной компетенции.