49th International Philological Conference (IPC 2020) in Homage to Professor Ludmila Verbitskaya (1936-2019)

Субъективация повествования в современном художественном тексте

Дарья Дмитриевна Васева
Докладчик
старший преподаватель
Санкт-Петербургский государственный университет

Ключевые слова, аннотация

Современная проза, сетература, образ автора, образ рассказчика, субъективация повествования.

Тезисы

Художественный текст XXI в. — сложноорганизованная структура, существенно отличающаяся по своим особенностям от существовавшей до него литературной традиции. В современном мире текст существует не только на бумаге: под влиянием «сетературы» изменяется и печатный текст, причем «не только на графическом уровне — изменяется жанр, стиль, язык, образ автора, сюжет, хронотоп» [Абашева, Воробьева 2007], изменяется восприятие самого человека и, в частности, автора конкретного художественного произведения. Образ автора и образ рассказчика приобретают особую роль — выступают как организующее начало текста. Исследователи приходят к выводу о субъективации повествования, достигаемой за счет как словесных, так и композиционных приемов. Литературное произведение воспринимается как знаковая система, имеющая множество интерпретаций, которые создаются в первую очередь за счет игрового, экспериментального характера современной литературы. Сегодня становится популярным «формат» сборников коротких рассказов — «Москва: место встречи», «В Питере жить», «Птичий рынок» и др., каждый из которых представляет собой своеобразный набор личных историй, подкупающих внимание читателя именно своей субъективностью, и могут быть отнесены к понятию эго-литература — тексту, в котором центральной является «эго-конструкция, то есть такой способ изображения своей жизни индивидуумом, при котором представляется возможным с той или иной степенью достоверности достичь понимания его личности: менталитета, восприятия действительности, пережитых эмоций, приобретенного жизненного опыта» [Бондарь 2015]. Современный нарратив становится ориентирован, в первую очередь, на рассказывание человеку о человеке в действительности, которая понятна каждому.