49th International Philological Conference (IPC 2020) in Homage to Professor Ludmila Verbitskaya (1936-2019)

Особенности композиции научно-популярного очерка (на материале журнала «Наука и жизнь»)

Чжэнь Тан
Докладчик
аспирант
Санкт-Петербургский государственный университет

Ключевые слова, аннотация

Жанр речи, очерк, композиция, научно-популярный дискурс, стилевые особенности.

Тезисы

В журнале «Наука и жизнь» в последние годы опубликовано более 20 текстов, жанр которых мы определяем как научно-популярный очерк. Будучи посвященными географической тематике, они имеют в качестве центрального научный субтекст, вербализующий понятийную основу представляемого явления природы. Однако автор-специалист учитывает, что его адресатом является неспециалист, поэтому стремится актуализировать в сознании читателя сопряженный с темой текста личный обыденный опыт получателя информации и его знания об интерпретации рассматриваемого в тексте явления в художественной литературе, живописи, музыке. Так формируются ещё два субтекста — повседневно-образный и художественно-образный. Последний складывается из разного рода интекстов — цитат, пересказов, аллюзий, ссылок, которые расширяют смысловое поле научно-популярного очерка за счёт реализации категории интертекстуальности. Все анализируемые тексты являются поликодовыми, т. е. существенная доля информации вносится в них через невербальные визуальные компоненты — репродукции картин и/или фотографии с изображением описываемого природного явления, научные схемы, графики, рисунки, диаграммы. Авторские высказывания носят комментирующий и поясняющий характер и складываются в публицистический субтекст. Все разностилевые и поликодовые компоненты данных текстов объединяются автором так, что создается достоверный и убедительный «портрет» рассматриваемого в тексте явления, представляющий собой эмоционально-интеллектуальное образно-понятийное единство. Все это активизирует позицию читателя, стимулируя его к припоминанию уже известного, к повторному проживанию однажды пережитого и к чувственному восприятию и познанию нового. Так исследуемые научно-популярные очерки неразрывно связывают научное познание и эстетическое воздействие.