49th International Philological Conference (IPC 2020) in Homage to Professor Ludmila Verbitskaya (1936-2019)

Ритуалы удмуртских жрецов на рисунках школьников 1940-х гг. (По материалам удмуртской коллекции Государственного музея истории религии)

Анна Савильевна Мутина
Докладчик
Государственный музей истории религии

Ключевые слова, аннотация

Удмурты, язычество, наивное искусство, детский рисунок, семейные обряды, родовые культы, священные рощи, жречество.

Тезисы

Интересной частью собрания Музея истории религии (Санкт-Петербург) является удмуртская коллекция, в составе которой выделяется ритуальная посуда и ткани, предметы и части жертвенных приношений из священных рощ, родовые и семейные святыни, одежда жрецов. Коллекция сложилась из нескольких источников поступления, одним из которых были материалы экспедиции 1941 г., когда Центральный Антирелигиозный музей (Москва) направил в Удмуртию небольшой отряд в составе этнографа А. И. Пинт и художника Ф. М. Кригера. Сотрудниками экспедиции была собрана представительная коллекция, созданы интереснейшие живописные зарисовки повседневной и обрядовой жизни удмуртской деревни 1940-х гг. Интересны рисунки учеников Варзи-Ятчинской школы, Г. Ермакова и Никиты Байтерякова. На рисунках Г. Ермакова, сделанных на оборотах контурных карт, разворачивается подробная картина удмуртского моления. Тщательно изображены все значимые элементы святилища: очаг с котлом, развешенные у деревьев полотенца, ритуальные блюда с пищей, столы и скамейки для общей трапезы после моления. По сути дела рисунок представляет собой подробную карту святилища. Обращают на себя внимание фигурки жрецов, занятых распитием кумышки и курением. Обличительный характер усиливается на втором рисунке, изображающем вечер после моления. Рисунок назван «Пьяные вöсяси», а на оборотной стороне пояснительная надпись: «Ночью, когда другие вöсяси спят пьяные, один украл из котла овечью ножку». Никита Байтеряков (младший брат известного удмуртского поэта, с семьей которого дружила А. И. Пинт) изображает подробный план села Варзи-Ятчи, на котором отмечены все семейные святилища — куа(ла). Рисунки детей позволяют сделать заключение о бытовании обрядов в удмуртской сельской общине в 1940-е гг., иллюстрируют предметный ряд в собрании музея.