49th International Philological Conference (IPC 2020) in Homage to Professor Ludmila Verbitskaya (1936-2019)

Модели предложений в обучении РКИ на начальном этапе

Сергей Юрьевич Иванов
Докладчик
старший преподаватель
Санкт-Петербургский государственный университет

Ключевые слова, аннотация

Предложение, модель, глагол, предикат, аргумент.

Тезисы

Иностранную аудиторию наших курсов в основном составляют носители строго номинативных языков, в которых предложение строится по единой модели субъект — глагол — объект. Этой моделью учащиеся злоупотребляют при построении русских предложений. Нынешняя схема описания русского предложения недостаточно учитывает такие его черты, как безглагольность и бессубъектность.
Решению указанной проблемы может помочь введение на начальном этапе курса РКИ моделей предложений. Изначально вводится принцип множественности моделей предложения в духе Золотовой. На его основе можно предложить следующую типологию:
Глагольные/неглагольные модели. Глагольная модель строится вокруг глагола, от которого зависят аргументы. Такова модель предложения Студент читает журнал: И-читать-В, в которой от глагольного предиката зависят два аргумента, выраженных именительным и винительным падежами: агент и объект. Неглагольные модели можно разделить на следующие:
Модели с предикативным центром/без предикативного центра. Первые модели возглавляются неглагольным предикатом, от которого зависят аргументы. Такова модель предложения Мне нужна тетрадь: Д-нужно-И. Вторые модели не имеют предикативного центра, а состоят из взаимно обусловленных компонентов. Такова модель предложения Ей 20 лет: Д-И.
Исходные/производные модели. Исходными называются наиболее простые модели; они задаются списком. Такова модель предложения Он студент: И-И. Производные модели представляют собой усложнение исходных. Такова модель предложения Он был студентом: И-прош.быть-Т.
Компоненты модели нужно снабдить семантическим толкованием. Напр., в модели предложения Ей 20 лет дательному приписывается значение носителя возраста, а именительному — обозначение возраста.