49th International Philological Conference (IPC 2020) in Homage to Professor Ludmila Verbitskaya (1936-2019)

Реконструкция ритуала и использование фольклорного пения в современном польском антропологическом театре

Полина Михайловна Степанова
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургский государственный университет кино и телевидения

Ключевые слова, аннотация

Театральная антропология, зритель-соучастник, искусство как проводник, ритуал, тело-жест, телесные техники.

Тезисы

Польский режиссер, создатель концепции бедного театра, Ежи Гротовский с самого первого своего спектакля, созданного в 1959 г. на сцене экспериментального Театра 13 рядов, до последних своих публичных лекций в Коллеж де Франс в 1990-е гг., посвященных театральной антропологии, пытался вернуть театру функции ритуала, не религиозного, а мирского действа, которое сможет дать зрителю-соучастнику осмысленность существования в мире. Современный польский антропологический театр стал прямым наследником идей Гротовского, каждый из коллективов обращается к культурному наследию разных народов и времен, пытается с помощью реконструкции оживить ритуальные корни театра, а с помощью народного пения воссоздать тонкие связи между драматургическими структурами повествования и живым участием в действе зрителя. Песни польской деревни встречаются с музыкой и танцем античного театра в спектаклях Центра театральных практик Гардженицы под руководством В. Станевского. Театр Венгайте занимается реконструкций литургической драмы и создает площадные и церковные действа с участием прихожан. Азбука античного танца становится основой актерских тренингов в театре Хорея, деятельность которого имеет яркую социальную окраску. Три основных метода реконструкции ритуала в современном польском антропологическом театре с целью включения зрителя-соучастника в процесс создания действа будут сформулированы на основе анализа структуры трех спектаклей «Ифигения в А…» (2007, Гардженицы), «Игра о святом Франциске» (2010, Венгайте), «Вакханки» (2012, Хорея).