49th International Philological Conference (IPC 2020) in Homage to Professor Ludmila Verbitskaya (1936-2019)

Фонетические особенности коми речи русскоязычных учащихся

Галина Васильевна Пунегова
Докладчик
старший научный сотрудник
Институт языка, литературы и истории КомиНЦ УрО РАН

Ключевые слова, аннотация

Фонетика, билингвизм, коми язык, интерференция.

Тезисы

В докладе рассматриваются фонетические особенности реализации согласных в коми речи русскоязычных школьников, изучающих коми язык как неродной. Вопросы билингвизма и межъязыковой интерференции относятся к тому кругу лингвистической проблематики, который охватывает целый комплекс сложных и зачастую очень разнородных фактов языковой действительности. Необходимость таких исследований в условиях многоязычного российского общества очевидна хотя бы с чисто практической точки зрения — с точки зрения интересов преподавания как родного языка, так и контактирующего неродного. Исследование позволило выявить в неродной речи русских билингвов отклонения от орфоэпической нормы коми языка (они обстоятельно будут изложены в докладе), которые выражаются: 1) в нарушении противопоставления согласных по звонкости-глухости. Зафиксированы реализации оглушенных и глухих звуков на месте звонких, тип озвонченного варианта малохарактерное явление, звонкий вариант на месте глухих в коми речи русских не наблюдается; 2) в нарушении противопоставления согласных по твердости-мягкости, заключающегося в реализации слабосмягченного типа на месте твердых. Среди мягких смычных взрывных выявлен аффрицированный тип звука, характерный для русского типа произнесения мягких переднеязычных дорсальных; 3) в замене звуков, заключающиеся в неразличении сегментных единиц фонемного состава неродного языка и в нарушении противопоставления фонемных единиц по способу образования согласных. Специфический «национальный» вариант разговорной разновидности коми языка в речи русских связан со спецификой родного языка, который отличается от звукового строя неродного (второго) языка и имеет особую звуковую организацию слова в потоке речи.