49th International Philological Conference (IPC 2020) in Homage to Professor Ludmila Verbitskaya (1936-2019)

Оценочная лексика как средство создания полифонии в «Истории Тридентского собора» П. Сарпи

Любовь Ивановна Жолудева
Докладчик
доцент
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова

Ключевые слова, аннотация

Итальянский язык, история итальянского языка, стилистика, полифония, оценочная лексика.

Тезисы

Историкам итальянского языка Паоло Сарпи известен, прежде всего, как автор ранних образцов подлинно научной историографии и как один из тех, кто внес вклад в расширение функционально-стилистической палитры итальянского языка в XVII в. В частности, отмечалось влияние П. Сарпи на развитие синтаксиса научной прозы. Однако некоторые особенности стиля «Истории Тридентского собора» до настоящего времени не рассматривались. Исследование стиля П. Сарпи в контексте теории полифонии, разработанной М. М. Бахтиным, показывает, что оценочная лексика играет в тексте важную и не вполне обычную роль: с ее помощью автор передает многообразие точек зрения в религиозной полемике, проблемы взаимного непонимания, нетерпимости, трагические противоречия. Однако его собственный, авторский взгляд при этом не выражается эксплицитно, субъекты оценки — это, в первую очередь, участники событий, описываемых в «Истории». Смена точек зрения в повествовании часто не маркируется авторскими ремарками; в этой ситуации оценочная лексика показывает, чей взгляд на ситуацию излагается в каждый конкретный момент. Порой столкновение позиций намеренно обыгрывается автором, когда в пределах одного сложного предложения субъект оценки меняется неоднократно; подобные отрывки «Истории Тридентского собора» создают впечатление, что автор глубоко иронично и одновременно печально смотрит на роль известных исторических лиц в истории.