49th International Philological Conference (IPC 2020) in Homage to Professor Ludmila Verbitskaya (1936-2019)

Семиотика и семантика жеста в русской драме конца ХХ в. (на примере пьес Е. Исаевой и В. Леванова)

Лариса Геннадьевна Тютелова
Докладчик
профессор
Самарский национальный исследовательский университет имени академика С.П.Королева (Самарский университет)

Ключевые слова, аннотация

Новейшая драма, Елена Исаева, Вадим Леванов, проблема индивидуальной авторской поэтики, семантика жеста, риторическая драма, стиховая драма.

Тезисы

Новейшая русская драма наследует многие особенности драматургии конца XIX в., когда происходит значительная трансформация текста классической драмы, начатая еще в конце XVIII ст. По сути дела, происходит переход от риторической культуры к культуре индивидуально-авторской. В ней на основании диалога с героем как истинно другим «я» идет формирование авторских смыслов. Отсюда значительное изменение содержания образа героя, а потому и его форм. В риторической культуре жест провождает основное действие — говорение — и формирует представление о старой театральности, с одной стороны, является средством организации диалога автора — читателя/зрителя, с другой. В новой — слово героя — материал формирования действия, которое реализуется не только, а подчас и не столько в слове. А потому мы можем говорить о новой роли и семантике жеста. Отсюда актуальность рассмотренного в работе жеста драмы Елены Исаевой, и работающей в технике вербатим, и создающей пьесу в традициях чеховского психологического театра, и представляющей читателю/зрителю стиховую форму лирической драмы. Жест перестает дублироваться в реплике героя, оформляется словом ремарочного субъекта (то есть субъекта, чей голос звучит в ремарке). Он говорит не столько о намерении героя, сколько о прочтении его образа «другим», в первую очередь, автором, поскольку ремарочный субъект содержательно и формально близок повествователю в эпосе. В итоге работа с жестом в современной драме позволяет говорить об особенностях существования героя в сценическом пространстве и о результатах взаимодействия автора — героя — читателя/зрителя, то есть о новых коммуникативных стратегиях драматургов.