49th International Philological Conference (IPC 2020) in Homage to Professor Ludmila Verbitskaya (1936-2019)

Семантика и функции садового пространства в английском романе рубежа XX–XXI вв.

Юлия Александровна Шанина
Докладчик
доцент
Башкирский государственный педагогический университет

Ключевые слова, аннотация

Английский роман, культурный код, миф, садово-парковая культура, символ, художественное пространство.

Тезисы

Садово-парковое искусство занимает особое место в культуре Британии, что находит яркое отражение в хронотопе английского романа Нового времени. Изучению этого феномена посвящен ряд исследований отечественных и зарубежных ученых-филологов, которые делают вывод о связи садово-парковой культуры с английской ментальностью. В связи с этим показательной является существенная трансформация семантики и функции данного образа в романах английских писателей рубежа XX–XXI вв. В данной работе предметом исследования явились такие романы, как «Ритуалы плавания» («Rites of Passage», 1980) У. Голдинга, «Пятый ребенок» («The Fifth Child», 1988) Д. Лессинг, «Цементный садик» («The Cement Garden», 1978), «Искупление» («Atonement», 2001) И. Макьюэна, «Беременная вдова» («The Pregnant Widow», 2010) М. Эмиса. Пространство сада имеет различные функции в художественной структуре перечисленных текстов: оно выступает как отражение духовного состояния героев (в романе Макьюэна), неотъемлемая часть английской культуры (в романе Голдинга), воплощение природной стихии (в романе Лессинг), в качестве модели идеального мира, рая на земле (в романах Макьюэна, Эмиса). Но во всех случаях образ сада имеет символическое значение, поскольку создается на основе соотнесения с широкой культурной традицией, включающей античную и библейскую мифологию, культуру Возрождения, идеи руссоизма и английский усадебный роман. Сопоставительный анализ этих произведений позволяет сделать вывод о том, что комплекс культурных кодов, связанных с садово-усадебным пространством, подвергается ироническому переосмыслению в современном английском романе, что отражает глубокий кризис английской цивилизации эпохи постмодерна и ставит вопрос о поиске новых ценностных ориентиров.