XXII Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Нарушение языковой нормы как выразительный прием в современном поэтическом дискурсе (на материале поэтического сборника Марии Степановой «Лирика, голос»)

Юлия Сергеевна Тишкина
Докладчик
студент 4 курса
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова

ауд. 195
2019-04-18
15:40 - 16:00

Ключевые слова, аннотация

Доклад посвящён проблеме нарушения языковой нормы в текстах современного поэтического дискурса. Норма — одно из ключевых понятий грамматики. Система противопоставляет норму и нарушение нормы: правильной признается речь, отвечающая закреплённым в грамматиках правилам, любые отступления оцениваются негативно. Однако в современной поэзии акценты могут смещаться, ненормативное словоупотребление становится мотивированным.
Мы анализируем сборник М. М. Степановой «Лирика, голос» на наличие грамматически неверных форм, производим попытку их систематизации и пытаемся объяснить причины их использования.

Тезисы

Представления о языковой норме являются принципиально важными для изучения грамматики и культуры речи: правильной считается речь, отвечающая зафиксированным в грамматиках правилам, нарушения нормы оцениваются резко негативно. Такая ситуация характерна для прескриптивного подхода, при котором нормативность является системообразующим понятием. Однако интересно рассмотреть нарушения нормы в рамках функциональной лингвистики, согласно которой грамматически ошибочная форма может восприниматься как осознанное или неосознанное стремление говорящего максимально реализовать возможности самой языковой системы. Таким образом, наличие нарушения правил становится мотивированным.
Тем более интересно проследить, в каких случаях и каким образом нарушаются нормы в художественных текстах, а особенно — в поэзии. Поэтическое слово устроено принципиально иначе, нежели слово прозаическое, поскольку в качестве референта имеет не конкретный объект действительности, а собственную звуковую форму. Поэтическое слово более «концентрированно», а выбор автором той или иной формы становится обусловленным не только грамматикой языка, но и стремлением более точно выразить свою мысль.
Нам кажется важным обратиться к текстам современного поэтического дискурса, поскольку именно в них наблюдается максимальное разнообразие аграмматичных форм и способов нарушения зафиксированных правил. В качестве источника анализа выбран сборник М. М. Степановой «Лирика, голос» (2010 г.).
Стихи этого сборника были рассмотрены с точки зрения нормативного словоупотребления, все нарушения были прокомментированы с формальных позиций и позиций мотивированности. Выявленные нарушения можно разделить на три группы: 1) нарушения грамматики, акцентированные особенностями графики; 2) собственно грамматические «аномалии»; 3) вариативные употребления, зафиксированные в словарях русского языка. То или иное нарушение в каждом случае мотивировано стремлением автора реализовать потенции системы и подчеркнуть тот факт, что поэтический текст самоценен и обладает дополнительной смысловой нагрузкой: форма становится объектом эстетической рефлексии.
В конечном счете мы предлагаем рассматривать аграмматизм в поэтическом произведении не как некоторую ошибку и выражение неграмотности автора текста, но как реализацию системного и эстетического потенциала, заложенного в самой языковой системе.