XLVIII Международная филологическая научная конференция

Филиппинки — авторы и персонажи тагальской новеллистики XX в.

Екатерина Александровна Бакланова
Докладчик
старший научный сотрудник
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова

25
2019-03-26
18:10 - 18:30

Ключевые слова, аннотация

Ыилиппинская литература, новеллистика, тагальский, рассказ, женская литература.

Тезисы

В литературе Филиппин, до к. XIX в. формировавшейся под контролем испанских монахов, женские голоса зазвучали только с нач. XX в. Американский неоколониализм обеспечил доступ филиппинок к образованию и профессиям, что способствовало развитию в их творчестве личностного начала, пересмотру роли женщины в социуме, трансформации образа главной героини.
С 1920-х гг. начинается генезис современной прозы (тагальской, англоязычной), развивается новеллистика. Произведения дидактичны, персонажи одноплановы и лишены психологизма. С. Рейес выделяет в тагальской прозе 1 пол. XX в. 3 типа женских образов:

  1. идеальная жена, дочь, мать, преодолевающая все тяготы;
  2. «падшая женщина с золотым сердцем»;
  3. распутная красавица, получающая по заслугам [Reyes 1982: 6–8].
Добавим тип (4) — образ наставницы героини (матери или др.), хранительницы традиционных ценностей. В рамках дидактической установки филиппинской прозы нач. XX в. типы 1 и 2 — это положительные персонажи, олицетворяющие добродетельную филиппинку: целомудренную девушку, послушную и заботливую дочь, скромную жену-домохозяйку, любящую мать. Тип 3 — это антигероиня, носительница пагубных для филиппинки черт — самоуверенность, распущенность, неуважение к традициям (напр., у Н. Баэнс дель Росарио, Р. Агинальдо, Ф. Альканар).
С к. 1930–1940-х гг. женские образы обретают разноплановость: так, у К. Херреры мать — меркантильная, а не добрая советчица, у И. Лабог героиня — отважная журналистка, а не скромная домохозяйка, у Л. Флор образ беременной не утрирован до «счастливой матери», а отражает и отрицательные эмоции. Разрушается антитеза героиня/антигероиня, развивается психологизм, диалектичность образов («Иссохшая земля жаждет» Л. Арсео). В прозе Х. Эдросы Матуте главным героем становится ребенок как наблюдатель, в т. ч. во взаимодействии с наставницей («Рассказ Хорошей»).
В к. 1940–1950-е гг. авторы осмысливают опыт войны и японской оккупации. Героини этих лет — самоотверженная мать семейства, или воительница — отражены в прозе Р. де Гусман Лингат, Н. Б. дель Росарио, Х. Э. Матуте и др. В роли антигероев — только мужчины.
1960–1970-е гг. — годы борьбы против диктатуры Ф. Маркоса. Одной из основных становится тема важной общественной роли женщины — ее демонстрируют героини-активистки Х. Э. Матуте, Л. Баутисты, Т. Капили, позднее Ф. Гарсии, Л. Киндосы Сантьяго;
нередко сильной женщине противопоставлен слабый мужчина.
Литература 1980–1990-х открыта для любых тем. В рассказах Л. Баутисты, Ф. Гарсии, Л. К. Сантьяго, Р.  Крус Люсеро и др. представлены
в целом свободные от авторской оценки образы женщин из различных слоев общества и их восприятие семьи, патриотизма, секса и насилия, женской физиологии.

Reyes, Soledad. Ang Maikling Kuwentong 
Tagalog (1926–1938) // Malay. — T. II, b. 1, 1982. — Maynila: DLSU Press. — Pp. 1–21.