XLVIII Международная филологическая научная конференция

Субъект повествования и пунктуация в романе С. Носова «Построение квадрата на шестом уроке»

Екатерина Сергеевна Зорина
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет

195
2019-03-22
18:00 - 18:25

Ключевые слова, аннотация

Художественное повествование, современная проза, синтаксис, пунктуация, субъект повествования.

Тезисы

Анализ реализации субъекта повествования на грамматическом уровне является ключевым при рассмотрении произведений современной художественной прозы. В лингвистической науке имеется целый ряд подходов к анализу грамматики повествующего субъекта (Например, в работах Е. В. Падучевой).
Особый интерес представляет пунктуационное оформление текстов. Целый ряд конструкций, передающих «чужую речь» и голос автора, могут быть маркированы и оформлены пунктуационными знаками: прямая и косвенная речь, вставные конструкции, конструкции экспрессивного синтаксиса - результат «процесса сегментации» [Акимова, 1990, с. 90].
Однако тексты современной художественной прозы могут содержать и  авторские пунктуационные и даже графические знаки. Например, в романе Сергея Носова «Фигурные скобки» уже в самом названии указывается на важность графического, математического знака для текста романа.
В связи с этим, интерес представляет не только рассмотрение явлений нарушения синтагматической связности в художественном тексте, но и пунктуационное и графическое оформление повествования. Пунктуация и графическое оформление текстов  связано с реализацией интенции автора текста, эффективностью воздействия на читателя, с одной стороны, и пониманием коммуникативных намерений автора, его «обнаружение» в тексте, с другой. [Шубина, 2006, с. 5].
Текст романа Сергея Носова «Построение квадрата на шестом уроке» так же, как и уже упоминаемый роман, в самом названии содержит указание на особую структуру текста. Здесь важным оказывается именно построение повествования. Таким образом, речь идет не о единичном явлении, а о художественном приеме автора.
 Особую роль здесь играет знак тире, который автор использует как маркер переключения субъектных повествовательных планов. Переключение происходит в рамках одного высказывания (так как тире не является знаком конца предложения). Благодаря такому членению повествования создается конструкт романа, который предлагается читателю. С одной стороны, текст сформирован автором, а, с другой стороны, единство конструкта оказывается в поле читателя.
Позиция автора реализуется на концептуальном уровне через презентацию и маркирование частей и фрагментов конструкта.

1. Акимова Г. Н. Новое в синтаксисе современного русского языка. М.: «Высшая школа», 1990. 167 с.
2. Шубина Н. Л. Пунктуация современного русского языка : учебник для студ. высш. учеб. заведений / Н. Л. Шубина. — М. : Издательский центр «Академия», 200,7 — 256 с.