XLVIII Международная филологическая научная конференция

Эволюция героя Уве Тимма (Человек под колесом истории)

Нина Николаевна Новикова
Speaker
доцент
Московский государственный институт (университет) международных отношений МИД России

201
2019-03-25
16:50 - 17:10

Ключевые слова, аннотация

Уве Тимм (Uwe Timm), современная немецкая литература, тема «шестидесятых», военная тема, герой-рассказчик.

Summary

В докладе рассматривается эволюция образа героя в творчестве одного из наиболее значимых немецких писателей современности — Уве Тимма от его дебюта в жанре прозы — романа «Жаркое лето» («Heißer Sommer») (1978) до литературной сенсации 2017 — романа «Икария» («Die Ikarien»).  В центре творческого интереса писателя — судьба человека в крутых виражах истории Германии XX в. Произведения Тимма автобиографичны, события истории представлены через призму личного переживания. Он всегда заявлял о своей политической ангажированности и никогда не отступал от этой позиции, хотя трактовка событий меняется от книги к книге. Исторические темы писателя: вторая мировая война, студенческий бунт шестидесятых и его последующее переосмысление. Образ героя-рассказчика претерпевает изменения в разные периоды творчества автора, вместе с ним изменяются и стилистические средства изображения. Представляется важным проследить эту эволюцию. Вводная часть доклада посвящена произведениям о шестидесятых, образующих тематическое и стилистическое единство: «Горячее лето», «Бегство Кербеля» («Kerbels Flucht») (1980), и более поздняя автобиографическая книга «Друг и чужой» («Der Freund und der Fremde») (2005), а также романа «Красное» («Rot») (2001). Военная тема — сквозная тема у Тимма, она возникает в воспоминаниях героев, в новеллах, включенных в романы, (как история шкафа в романе «Красное»), это тема лучшего, по оценкам критики, романа «На примере брата» («Am Beispiel meines Bruders») (2003). Основная часть доклада — исследование поздних произведений Тимма: романов «Полутени» (2008) и «Икария» (2017). Первый — своего рода литературный коллаж, где автор представляет героев и преступников трех веков немецкой истории. Тема второго — истоки и практика нацистской расовой теории. Именно в этих произведениях изменения в художественной трактовке исторических событий наиболее очевидны, а образ героя приобретает новое качество.