XLVIII Международная филологическая научная конференция

Национальное своеобразие македонского постмодернизма

Алла Геннадьевна Шешкен
Докладчик
профессор
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова

211
2019-03-26
15:40 - 16:00

Ключевые слова, аннотация

Vакедонская литература, постмодернизм, Борхес, фольклорные образы, Марко Крале, мотивы народной сказки.

Тезисы

Постмодернизм как литературное направление играл важную роль в развитии македонской литературы последних десятилетий ХХ в. Он обогатил национальное искусство слова в жанровом и стилистическом отношении. Македонский постмодернизм складывался в непосредственном контакте с сербским постмодернизмом. Первые опыты постмодернистской прозы встречаются в середине 1960-х гг. в новеллистике М. Маджункова и романе В. Урошевича «Вкус персиков» (1965). Однако только в 1980-е гг. постмодернизм оформился в македонской литературе как направление (манифест «На шаг от слова» (1980) Л. Димитровского, М. Линдро и Д. Коцевского). Македонские «борхесианцы» 1980–1990-х гг, имели филологическое образование и творили «под сенью библиотеки» (А. Прокопиев, Я. Владова, Д. Дурацовский, В. Андоновский, С. Мицкович и др.). Их произведения имеют основные свойственные постмодернизму типологические черты, в том числе особую популярность приобретают мотивы потерянной/найденной рукописи, библиотека как лабиринт и др. Интерес к историческому прошлому своего народа — одна из отличительных черт македонского постмодернизма, как и обращение к фольклорной традиции (мотивы народной сказки, образ Марко Крале и др.). Постмодернистский вариант истории Македонии почти всегда отличается от официальной версии, что объясняется отношением этого направления к реальности: реальности, как и прошлого и будущего, единой для всех не существует, следовательно, возможен мультиперспективизм истории (С. Мицкович, В. Андоновский, В. Манчев, Б. Миневский). В 1990-е гг., несмотря на общие успехи постмодернистских текстов, у македонских писателей появляются первые признаки исчерпанности постмодернистского видения мира (М. Манчевский: «искусство — не игра, искусство — это мука»). В 2000-е гг. были опубликованы произведения, где пародируются принципы постмодернистской поэтики (повесть-сказка «Невеста змея» В. Урошевича). Литература начинает искать новые художественные ориентиры.