XXI Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Лексико-словообразовательная специфика современной компьютерной игровой лексики

Екатерина Николаевна Прудникова
Докладчик
студент 5 курса
Брянский государственный университет им. И. Г. Петровского

ауд. 171
2018-04-17
17:00 - 17:20

Ключевые слова, аннотация

Доклад посвящен современной компьютерной игровой лексике. Основная задача — определить лексико-словообразовательную специфику современной компьютерной игровой лексики. Материалом исследования послужили 500 лексических единиц, которые были зафиксированы в онлайн-трансляциях русскоговорящих игроков. В ходе анализа были обнаружены связи между игровым жанром и используемой в данной области лексикой, словоупотребительные и словообразовательные закономерности.

Тезисы

Основными задачами данного исследования являются анализ современного состояния словоупотребительных и словообразовательных особенностей компьютерной игровой лексики, определение связи лексики и игрового жанра, нахождение причин таких связей. В ходе работы было определено, что игровая ситуация является основной причиной словотворчества, поэтому игровую компьютерную лексику можно условно подразделить на лексику MMORPG, RPG, многопользовательского шутера, лексику жанра сендбокс и межжанровую лексику, определяющую параметры игры, характеризующую способы ее прохождения независимо от жанра (спидран 'быстрое прохождение игры', имба — от слова имбалансный — 'какой-либо элемент игры, который сильно перевешивает шансы на победу того или иного игрока', ачивка 'награда за какое-либо достижение').
Исследование показало, что самым продуктивным в области образования новых слов является игровой жанр MMORPG. Среди 500 выявленных нами лексических единиц 287 связано с этим жанром. Из этих 287 единиц RPG — 168. На лексику многопользовательского шутера и шутера приходится 98 слов, на жанр сендбокс — 76. На межжанровую лексику приходится 39 единиц.
В процессе исследования были определены особенности способов словообразования и выявлено, что в образовании компьютерной игровой лексики преобладает суффиксальный способ. Русские суффиксы применяются к корням английского языка (например, дейл 'еженедельное задание' — дейлик, дамаг 'урон' — дамажить), но могут применяться и английские суффиксы (грифинг 'моральное и материальное вредительство в компьютерных играх' — грифер). При префиксальном способе образования в основном преобладают иностранные приставки лоу-, хай-, де-, напр., баф 'усиление' — дебаф 'отрицательный эффект', левел 'уровень' — хайлевел, лоулевел, лоурезолюшен 'низкое разрешение', лоускил 'низкий навык'. Аббревиатура как способ образования очень продуктивна в данной области. Она воспринимается носителями как самостоятельное слово. Это может быть аббревиатура английского языка, транспонированная на русский, напр., НПС (управляемый компьютером персонаж), АФК (отошел от клавиатуры).
На основе изученного материала можно сделать вывод, что современная игровая компьютерная лексика приобретает свои словообразовательные особенности, имеет богатую базу, которая постоянно обновляется за счет новых игровых ситуаций.