XXI Открытая конференция студентов-филологов в СПбГУ

Семантика цветового пространства в художественной картине мира А. А. Блока

Анастасия Витальевна Самодурова
Докладчик
студент 4 курса
Брянский государственный университет им. И. Г. Петровского
Анна Александровна Козлова
Докладчик
студент 4 курса
Брянский государственный университет им. И. Г. Петровского

ауд. 171
2018-04-17
16:00 - 16:20

Ключевые слова, аннотация

В докладе рассматриваются семантические особенности проявления и функционирования цветообразов в поэзии А. А. Блока, специфика их колористического воплощения в творчестве поэта. Также был произведен анализ цветописи, который выявил своеобразие языковой картины мира поэта, и сделан вывод о семантических возможностях цветообозначений.

Тезисы

В докладе рассматриваются семантические особенности проявления и функционирования цветообразов в поэзии А. А. Блока, специфика их колористического воплощения в творчестве поэта. Классификация цветовой лексики представлена ахроматическими и хроматическими цветами. Лексические единицы цвета морфологически разноплановы: в своих поэтических произведениях Блок широко использует цветовую гамму, представленную чаще всего именами прилагательными, именами существительными и глаголами. Наиболее употребительные колоративы в идиостиле А. Блока — синий и голубой (114 употреблений), красный (97 употреблений), жёлтый / золотой (61 употребление). Важную функциональную роль играют также колоративы чёрный, белый, зелёный, розовый и серый. Целью данного исследования является выявление семантических особенностей цветообразной поэтики в творчестве Блока. Для реализации данной цели были поставлены и решены следующие задачи: раскрыть принципы организации цветового пространства в системе художественного мира Блока; проанализировать лексико-семантическую организацию блоковского цветового пространства; определить роль цвета в построении художественной картины мира поэта.
Анализ цветописи выявил своеобразие языковой картины мира поэта. Цветовая палитра, являясь частью идиостиля мастера слова, дает представление об особенностях авторского мировидения. Например, лексема желтый участвует в создании фигуры психологического параллелизма, проходит несколько стадий поэтической трансформации: эпитет-метафора, символ (старение, угасание, одиночество), сравнение; лексема голубой передает ощущение зыбкости, нереальности, атмосферу сна: И на сон навеваю мечты, и проходят они, голубые; лексема красный в стихотворении «Светлый сон, ты не обманешь…», сочетаясь с привычными для поэтики Блока словами, напоминает о войне и крови. В результате анализа употребленной Блоком колоративной лексики мы пришли к выводу, что семантические возможности цветообозначений в языке поэта очень велики. Язык цвета является универсальным кодом, способствующим выражению ведущих для творчества Блока смыслов. Анализ языковых средств указанной группы позволяет утверждать, что цветовая гамма в творчестве Блока выполняет ряд важных функций и помогает реализовать замысел автора.