47th International Philological Research Conference

Категория времени в новеллистике Ю.Буйды

Наталия Ивановна Рублева
Докладчик
преподаватель
Вологодская духовная семинария

213
2018-03-24
15:00 - 15:20

Ключевые слова, аннотация

Художественное время; деконструкция времени, темпоральная модель нарратива; субъект речи.

Тезисы

Философия постмодернизма сформулировала метод текстологического исследования, именуемого деконструкцией, предполагающий выявление внутренней противоречивости текста и скрытых в нём «остаточных смыслов, доставшихся …от дискурсивных практик прошлого» [2;56]. Новелла «Отдых на пути в Индию» Ю. В. Буйды [1;11-14] характеризуется отсутствием связности повествования, логики сюжета. В художественное пространство небольшого произведения включено большое число дат, обозначенных и скрытых. Конструирование времени даёт возможность «перевести стрелки» со времени исторического на время филологическое. Носителями такого времени являются три субъекта речи, растворенные в тексте. Сталкивающиеся противоречивые точки зрения трёх повествователей на один и тот же предмет разделяют историю и время, деструктируют их. Три мифологемы – Путь, Корабль, Индия – связывают время не по горизонтали, а вертикально Реальное и символическое, приметы конкретного времени и вневременные, архетипические детали тесно переплетаются в контексте новеллы. Постоянная рефлексия современного художественного сознания, его склонность к оперированию универсальными темами и системами перекрестных смысловых связей, где «раньше» и «позже», «дальше» и «ближе» соотносительны, одновременны и взаимообратимы. Архаический миф о вечном возвращении, где время движется по спирали, не работает. Деконструктивное время эквивалентно нарастанию беспорядка, хаоса, безвременья.