47th International Philological Research Conference

Прямая речь в «Песни о нибелунгах»

Ксения Константиновна Кашлева
Speaker
доцент
Национальный исследовательский университет «Высшая школа экономики»

213
2018-03-22
16:20 - 16:40

Ключевые слова, аннотация

средневерхненемецкий язык, прямая речь, эпос, "Песнь о нибелунгах"

Summary

Эпос является повествованием, которое ведется от лица рассказчика, поэтому прямая речь героев в средневековом эпосе — это важный феномен для изучения. Прямая речь в литературных произведениях XII—XIII вв. представляет особый интерес для исследователя еще и потому, что благодаря этому мы можем опосредованно реконструировать отдельные аспекты устной речи того периода.

При анализе прямой речи необходимо рассмотреть следующие основные черты: использование временных форм, вводные формулы (Inquit-formeln), членение предложения и распределение проклитик и энклитик. Так, для прямой речи в «Песни о нибелунгах» характерно использование форм перфекта. По предварительным подсчетам, на 728 вхождений глагола hân в корпусе MHDBDB (рукопись В) приходится 452 случая перфектных форм с этим глаголом, 75% из которых встречаются в прямой речи.


Отдельным аспектом анализа является речь автора, который чаще всего употребляет местоимение ich, говоря о себе, однако встречаются также варианты wir и безличное man. В авторских ремарках, наряду с презенсом, тоже встречается перфект (например, строфы 6, 196, 568, 1504).


Die drîe künege wâren, als ich gesaget hân,

von vil hôhem ellen. in wâren undertân
ouch die besten rechen, von den man hât gesaget,
starc und vil küene, in scharpfen strîten unverzaget (строфа 6) [Reichert, 2005, c. 43].

В «Песни о нибелунгах» речь героев составляет значительную часть текста, что позволяет говорить о том, что принципы организации и способы выражения прямой речи оказали существенное влияние на построение текста в целом.  

Библиография  

Mittelhochdeutsche Begriffsdatenbank (MHDBDB). URL http://mhdbdb.sbg.ac.at/index.html (Дата обращения: 23.01.2018)

Reichert, H. Das Nibelungenlied: nach der St. Galler Handschrift. Berlin: De Gruyter, 2005. 549 S.