47th International Philological Research Conference

Сравнение в медиастилистике

Татьяна Викторовна Шмелева
Докладчик
профессор
Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого

1000
2018-03-23
11:50 - 12:15

Ключевые слова, аннотация

медиастилистика, тропы в медиажанрах, сравнение, техника сравнения (союзные конструкции, лексические показатели),  развернутое сравнение, сравнение и отождествление, стилистические эффекты сравнения, 

Тезисы

Сравнение один из самых распространенных тропов в общей стилистике, оно описывается во всех энциклопедических трудах по стилистике (М. Н. Кожина, А.С.Сковородников, В.П.Москвин и др). Хорошо изучено сравнение в поэтической речи (Л.В.Зубова).
 В медиастилистике распространено представление о том, что средства художественной выразительности используются только в художественно-публицистических жанрах (очерк, памфлет).
Между тем реалии современной медиасферы приводят к мысли, во-первых, о сомнительности выделения таких жанров (Г.Я.Солганик), а во-вторых, об использовании тропов в аналитических и информационных медиажанрах. В докладе предполагается изложить наблюдения о функционировании сравнений в медиатекстах различных жанровых характеристик. В частности, сравнения в тестах, публикуемых в рубрике "Мнения" интернет-издания "Газета.ру" показывают, во-первых, что сравнение активно используется, во-вторых, что практически всегда они "играют на понижение", напр.: В религию, как в стакан с валерьянкой, уходят самые разные люди (А. Миронова. 10.08.2017); В успехе будешь лежать, как в прокрустовом ложе с отрубленными навсегда прочими возможностями (Ю. Меламед. 18.07.2017); Десятилетиями наш человек приучен, что обещания — тот же песок, который просачивается между пальцами, ничего не оставляя в руке (С. Беляков. 13.09.2017).
Для анализа важно учитывать авторскую рефлексию журналистов по поводу сравнений: 
Бывают такие времена, когда общество деградирует, а те, кто могли бы быть талантливы, чахнут на глазах, их дарование хиреет, потому что да, талант — это, извините за неоригинальное сравнение, цветок. А почва — извините за еще одно сильное сравнение — это время. Бывают эпохи пассионарные, а бывают апатичные (Ю. Меламед. 10.10.2017).
Таким образом, в докладе будут продемонстрированы стилистические возможности сравнения в современной медиастилистике, использование которых согласуется с общими установками современных медиатекстов на трезвый анализ реальности, оценочность, иронию.