47th International Philological Research Conference

Имя собственное как источник зоонимической номинации: коммуникативно-прагматический аспект

Вера Валерьевна Вересиянова
Докладчик
научный сотрудник
Санкт-Петербургский государственный университет

184
2018-03-22
16:00 - 16:30

Ключевые слова, аннотация

зооним, коммуникация, мотивация, номинация, ономастика, прагматика, трансонимизация, экспрессия

Тезисы

Ономастика представляет собой социально-исторический пласт лексики, возникший и функционирующий в конкретных условиях в качестве важнейшего элемента коммуникации. Имена собственные гораздо больше, чем нарицательные, зависят от социокультурных обстоятельств. Как языковые знаки, они приобретают прагматическую значимость – способность передавать различные типы коннотаций, воздействуя на участников коммуникации. В данном докладе рассматривается около 300 единиц зоонимической лексики (кличек домашних животных), образованных от различных классов имён собственных. Материал представляет собой выборку из Генеральной картотеки Псковского областного словаря и анализируется в следующих аспектах прагматики: 1) фонетическом, 2) оценочном, 3) социокультурном. В современной ономастике раздел зоонимики изучен менее других. Это связано, во-первых, с краткосрочностью существования зоонимов, а во-вторых, с тем, что они употребляются преимущественно в устной речи. Выбор клички для животного — очень важный, а иногда даже сложный процесс. Кто-то хочет дать простое, звучное имя, другие предпочитают что-то экзотическое, а третьи используют при назывании животного индивидуальные ассоциации. Зооним имеет не только номинативную и подзывную (вокативную) функции, но и эмоциональную окраску, поэтому многие из них имеют в своём составе средства разговорного стиля – уменьшительно-ласкательные  суффиксы. Преобладающей является позитивная эмоциональная окраска, поскольку кличка налаживает эмоционально-коммуникативную связь между животным и его владельцем. Особую группу зоонимов образуют клички, возникшие в результате трансонимизации – привлечения лексических единиц других классов ономастического континуума, преимущественно личных имен (как русских, так и иностранных) и географических названий. Наиболее широкое распространение получили антропозоонимы. В настоящее время эта тенденция увеличивается, отодвигая традиционную зоонимию на периферию ономастического поля