47th International Philological Research Conference

О динамике консонантного коэффициента в русском классическом сонете

Григорий Яковлевич Мартыненко
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургский государственный университет

193
2018-03-23
15:35 - 15:55

Ключевые слова, аннотация

сонет; консонантный коэффициент; Бальмонт; Северянин; динамика; временные ряды; динамический контур

Тезисы

1.      Важным показателем соотношения вокализма и консонантизма является консонантный коэффициент, играющий важную типологическую роль в квантитативной фонологии. Соотношение консонатизма и вокализма может рассматриваться как самый общий индикатор звукописи конкретного произведения и его частей.
2.      Данный доклад можно рассматривать как определенный этап в исследовании интонационной структуры русского сонета. Звукопись этого жанра демонстрируются на материале двух сборников, состоящих исключительно из сонетов. Это «Сонеты Солнца, мёда и Луны» Константина Бальмонта и «Медальоны» Игоря Северянина.  
3.      В докладе обсуждается динамика консонантизма в сонета при движении от его первой строки к последней с помощью метода временных рядов, позволяющего построить динамический контур каждого сонета и их совокупности. При исследовании индивидуального стиля такой подход позволяет использовать  визуализированные данные в виде консонантных контуров.
4.      Получены следующие результаты:
— По каждому автору для суммы первых, вторых и т. д. строк на выборках по 50 сонетов двух поэтов были получены средние значения, которые затем были подвергнуты сглаживанию с помощью метода скользящих средних. На основании результатов сглаживания были построены соответствующие динамические контуры.
— Кривые динамических контуров для двух поэтов имеют S-образную форму и движутся от строки к строке параллельно друг другу с тем только различием, что контур Северянина располагается существенно выше, чем контур Бальмонта, т. е. у авторов нет различий на интенсивном уровне (кривые имеет одинаковую форму), но имеют различия на экстенсивном уровне (кривая Северянина располагается существенно выше кривой Бальмонта).
— Этот результат является противоположным по отношению к метро-ритмической структуре сонетов двух поэтов: их тонические объемы в динамике образуют обратно пропорциональную зависимость, различаясь как на интенсивном, так и экстенсивном уровнях.