47th International Philological Research Conference

Двенадцать писем из переписки П. И. Чайковского и С. И. Танеева 1880‒1881 гг.: о некоторых особенностях творческого мышления Танеева

Мария Львовна Монич
Докладчик
соискатель
СПб ГБПОУ "СПб МУ им. М.П.Мусоргского"

9-я линия В.О. 2/11, ауд. 120
2018-03-22
12:00 - 12:20

Ключевые слова, аннотация

Танеев; русский стиль; контрапункт; творческий процесс.

Тезисы

Одной из важнейших смысловых доминант эпистолярного диалога С.И.Танеева и П.И.Чайковского в рассматриваемых письмах является обсуждение путей развития национальной русской музыки. Танеев, опираясь на взгляды В.Ф.Одоевского и Г.А.Лароша, выдвигает гипотезу, согласно которой необходимо приложить контрапунктические методы работы, выработанные эпохой строгого письма к исконно русскому мелодическому материалу ― церковным напевам и народным песням. Активно осмысливая процесс органичного роста самобытного музыкального «дерева», ученик-Танеев не только постулирует весьма непростые общие положения, связанные множеством условий (модель сложной контрапозиции), но и обсуждает с учителем и другом конкретные методы и этапы эмпирической проверки гипотезы. Диалог представляет собой незамкнутое и нелинейное пространство, в котором моменты появления идеи, перехода к способам ее воплощения и первым результатам эксперимента не ограничены обозначенными рамками эпистолярного общения ― ни хронологическими, ни формальными. Внутри же этих рамок названные объекты обсуждения располагаются как элементы непоследовательного ряда. Кроме того, в ходе переписки, носящей полемичный характер, условия исходной аксиоматичной предпосылки не просто обсуждаются, но подвергаются критике, уточняются, модифицируются, меняются, смещаясь на новый уровень рассмотрения.