47th International Philological Research Conference

Реализация глухости -звонкости смычных согласных в русской речи детей-билингвов в Германии

Татьяна Витальевна Лыпкань
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет

129
2018-03-21
16:30 - 17:00

Ключевые слова, аннотация

глухость-звонкость смычных согласных, время начала озвончения, дети-билингвы

Тезисы

1.Наиболее надежным акустическим коррелятом, различающим пары взрывных согласных по глухости -звонкости , можно считать показатель времени задержки голоса относительно момента взрыва согласного (Время Начала Озвончения или ВНО) (Шевченко Т.И,и др. , 2015,с.28)
2. Время Начала Озвончения (ВНО)-время начала колебания голосовых складок относительно момента взрыва (от англ.Voice On Set Time или VOT) (Шевченко Т.И идр.,2015,с.28).
3.В русском языке глухие смычные согласные [p,t,k] обладают кратким позитивным ВНО (18-38 мс); звонкие смычные [b,d,g] обладают негативным ВНО (-70-78 мс),поскольку периодические колебания начинаются перед фазой взрыва согласного ( Ringen,Kulikov, 2012, с.280)
4. В немецком языке глухие смычные согласные [p,t,k] обладают длинным позитивным ВНО (31-75 мс); фонетически полузвонкие или оглушенные [b,d,g] обладают кратким позитивным ВНО (5-21 мс) (Braunschweiler, 1997, c. 376).
5. Исходя из этих данных можно предположить,что ВНО может подвергаться действию интерференции в ситуации немецко-русского билингвизма.
6.Для измерения диапазона ВНО нами был проведен эксперимент в 2014 году в г. Бохум (Германия) (Земля Северный Рейн - Вестфалия) в русском культурном центре "Исток" , а также в еврейском языковом центре  "Yahat Haverin Verein". Нами было отобрано 10 испытуемых русскоязычных  детей  -билингвов от 9 до 16 лет. Им предъявлялся для чтения вслух фонетически представительный текст (Степанова,1988),содержащие твердые смычные согласные (глухие и звонкие) в начальной позиции в слове, которая является наиболее объективной для измерения ВНО.
7. Как показали результаты эксперимента, звонкость русских смычных взрывных согласных представила наибольшую трудность для всех испытуемых вне зависимости от их возраста,использования ими русского языка, ее диапазон не соответствовал ни русским,ни немецким согласным. Испытуемые использовали свой собственный диапазон ВНО, что свидетельствует об образовании в их речи промежуточной или своей собственной  системы.