47th International Philological Research Conference

Словообразовательные элементы как часть идиостиля в художественном тексте (на примере немецкого литературного экспрессионизма)

Юлия Геннадьевна Тимралиева
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный экономический университет

кинозал
2018-03-21
16:40 - 16:55

Ключевые слова, аннотация

Идиостиль; словообразовательный элемент; суффикс; префикс; лексико-категориальное значение

Тезисы

Лексическое наполнение художественного текста во многом определяет контуры того, что составляет мир с точки зрения автора, отражая специфику авторского мироощущения. Поэтому при исследовании идиостиля того или иного автора (группы авторов) большое внимание уделяется выявлению в текстах ключевых лексико-семантических полей, в свою очередь, часто формируемых посредством лексических единиц, образованных с помощью тех или иных словообразовательных элементов.
В немецком литературном экспрессионизме, пережившем свой расцвет во втором десятилетии ХХ века и ставшим крайне эмоциональным откликом на социальные потрясения и противоречия своего времени, к наиболее продуктивным словообразовательным элементам, отражающим специфику экспрессионистского мироощущения, можно отнести следующие элементы:
1) Суффикс прилагательных –los, обладающий в немецком языке обобщенным лексико-категориальным значением «лишенный чего-либо», чрезвычайно тонко и образно характеризующий зыбкий, хаотичный экспрессионистский мир, сотрясаемый катастрофами и разрываемый противоречиями, лишенный прежних связей, опор, ценностей, ориентиров и авторитетов: heimlos, friedlos, gottlos, grundlos, gewaltlos, farblos, traumlos.
2) Префиксы глаголов zer-, ver-, ent- с семантикой разрушения,  разделения, распада, ослабления, исчезновения, подтверждающие детерминирующий статус мотивов смерти и конца света в творчестве экспрессионистов: zerstören, zerlegen, zernichten, verfallen, verwesen, verwüsten, entleeren.
3) Префикс существительных прилагательных, глаголов un- со значением отрицания/ отрицательной оценки, продуктивность  которого объясняется не только общей отрицательной заряженностью экспрессионистских текстов, предпочтением негативистских категорий, но и склонностью к гиперболичности, задаваемой такими единицами как unendlich, unermäßlich, unbegrenzt.