47th International Philological Research Conference

Мотив колдовства в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго»

Александр Олегович Большев
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургский государственный университет

213
2018-03-24
11:40 - 12:00

Ключевые слова, аннотация

Пастернак; Доктор Живаго; колдовство; Комаровский; трансформация.

Тезисы

В романе Б. Пастернака «Доктор Живаго» постоянно педалируется мысль о том, что человек должен прежде всего быть собой, не отступаясь от лица буквально ни единой долькой. Отказ от личностного своеобразия губителен для индивида. Читая роман, мы видим, что задача сохранения верности собственному «я» является крайне сложной. По ходу развертывания сюжета происходят многочисленные деформации, жертвами которых оказываются самые разные персонажи.

Но, пожалуй, особенный интерес представляют в романе те личностные трансформации, которые обнаруживают связь с мотивом сказочного колдовства: таинственные инфернальные силы оказывают воздействие на индивида, вследствие чего и совершается метаморфоза. Подобного рода магическое превращение происходит прежде всего с Ларой: «Ларе приоткрыли левое плечо. Как втыкают ключ в секретную дверцу железного, вделанного в шкап тайника, поворотом меча ей вскрыли лопатку». Еще одной жертвой колдовства предстает Павел Антипов: «Антипов казался заколдованным, как в сказке».

Бросается в глаза, что всякий раз в «колдовских» ситуациях романа ключевую роль играет Виктор Комаровский. Этот герой в романе Пастернака олицетворяет инфернально-языческие начала. Анализ текста приводит к выводу, что Комаровскому подвластна сфера грубых и низменных телесно-животных инстинктов, чем, по-видимому, и обусловлено его магическое могущество.