47th International Philological Research Conference

Тоталитарный язык и языковое сопротивление в романе М. Делибеса «Пять часов с Марио»

Инна Александровна Шалудько
Speaker
доцент
Гданьский университет (Польша)

кинозал
2018-03-19
16:20 - 16:35

Ключевые слова, аннотация

Тоталитарный язык, языковое сопротивление, антитоталитарные реакции, текстовая модальность, Франкистская Испания, идеология, языковая личность

Summary

Доклад посвящен проблеме взаимодействия языка и идеологии франкистской Испании, в частности роли языковой личности писателя в сопротивлении тоталитарным догмам. Под тоталитарным языком понимается система лингвистических средств и механизмов, имеющая специфическую организацию, обусловленную идеологическим влиянием политического режима (тоталитаризма). Результатом стихийного массового сопротивления или индивидуального противостояния тоталитарной идеологии являются антитоталитарные языковые реакции, которые, в отличие от тоталитарного языка, не системны.
Средства изображения тоталитарного языка в романе М. Делибеса «Пять часов с Марио» (Miguel Delibes «Cinco horas con Mario», 1966) эксплицитны и поддаются четкой каталогизации. К ним относятся повторяющиеся грамматически стандартизированные структуры на пути десемантизации, антонимические ряды, расхожие фразеологизмы и эвфемизмы, языковые штампы, ссылки на авторитеты и прочие прецедентные явления.
Языковое сопротивление тоталитарной идеологии создается по преимуществу имплицитными приемами. Не имея возможности прибегнуть к наиболее популярному способу создания имплицитной модальности – различным средствам языкового комизма (этому препятствует сюжетная основа – бдение героини у тела покойного мужа), автор находит иные средства создания модальной структуры текста, такие как параллелизм точек зрения, скрытый факт и др. Их результирующей можно считать создание образа Кармен – продукта и жертвы тоталитарного режима и его языка: героиня романа при всей ее ограниченности, зашоренности идеологическими рамками заслуживает сочувствия хотя бы потому, что после 23 лет жизни с Марио под одной крышей на свой первый с ним «разговор по душам» она решается лишь у его тела и даже в этой ситуации не в силах быть откровенной.