46th International Philological Research Conference

Речеактовая организация метакоммуникативного сообщения в русско- и белорусскоязычном интернет-общении

Татьяна Викторовна Бобко
Докладчик
доцент
Минский государственный лингвистический университет

194
2017-03-17
12:00 - 12:30

Ключевые слова, аннотация

Метакоммуникация, метаязыковое сознание, языковая ситуация, социолингвистика, речевые акты.

Тезисы

В исследованиях метакоммуникативной деятельности одной из важнейших проблем является выявление факторов, определяющих выбор говорящим той или иной формы экспликации метакоммуникативной (термин «метакоммуникация» мы используем в широком смысле для обозначения любой вербальной «коммуникации о коммуникации») рефлексии. Языковая ситуация Беларуси, в которой формально равностатусные языки имеют в реальности неодинаковые условия функционирования, актуализирует символическое и этноконсолидирующее употребление белорусского языка.  Установление специфики метакоммуникативной деятельности на русском и белорусском языках позволяет увидеть степень и факты влияния представлений о функциях этих языков и их роли в современном белорусском культурном пространстве на метакоммуникативное поведение русско- и белорусскоязычных белорусов.
В докладе определяются факторы, влияющие на выбор речеактовой формы русско- и белорусскоязычных метакоммуникативных сообщений (в качестве материала исследования были выбраны белорусские интернет-форумы, которые позволяют наблюдать спонтанную метакоммуникативную деятельность говорящих). Сходство в распределении директивных, экспрессивных и интеррогативных реализаций русско- и белорусскоязычных метасообщений, которое проявляется в устойчивой корреляции между выбором нерепрезентативной формы комментария и его типом и функциональными характеристиками, обусловлено общими задачами метакоммуникативного мониторинга и контроля, а различия имеют социолингвистический характер и связаны с отношением говорящих к языку коммуникации: символическое употребление белорусского языка определяет недопустимость директивных речевых актов и экспликации неодобряемых коммуникативных действий.