46th International Philological Research Conference

«Роковые» женщины в пьесах братьев Пресняковых и экранизациях К. Серебренникова

Татьяна Юрьевна Кудрявцева
Докладчик
старший преподаватель
Воронежский государственный технический университет
Сергей Алексеевич Ларин
Докладчик
доцент
Воронежский государственный университет

25
2017-03-17
14:30 - 15:00

Ключевые слова, аннотация

Пресняковы, драматургия, экранизация, К. Серебренников, женские образы, власть, жертва.

Тезисы

Творчество Владимира и Олега Пресняковых стало известно широкому российскому зрителю в первую очередь благодаря театральным постановкам и экранизациям режиссера К. Серебренникова, которые, однако, оказываются едва ли не самостоятельными произведениями, во многом «отклоняющимися» от первоисточника и предлагающими собственную трактовку проблем, ставших предметом художественного исследования драматургов.
Героини большинства пьес братьев Пресняковых предстают в, казалось бы, традиционных женских амплуа (мать, жена, возлюбленная), однако им явно претит роль супруги, хозяйки и хранительницы домашнего очага. Они стремятся освободиться от обязанностей, налагаемых патриархальной, «консервативной» культурой, и занять доминирующее положение, утвердить свою власть, источник которой видят в возможности управлять основными актами жизни человека (рождением и смертью). Неслучайно героини выбирают притворство в качестве определяющей стратегии поведения, что особенно выразительно показано в киноинтерпретации Серебренниковым пьес «Плохие постельные сцены» и «Изображая жертву».
Играя роль жертвы, женщины у Пресняковых-Серебренникова успешно манипулируют более слабыми, доверчивыми мужьями и «возлюбленными», что позволяет им достигать желаемого, реализовывать собственные амбиции. Они устанавливают правила и следят за их исполнением, а — в случае необходимости — готовы наказать нарушителя.
Причем этот принцип распространяется не только на супругов и влюбленных в них мужчин. Так, якобы страдающая от невнимания сына, мать главного героя пьесы «Изображая жертву» предстает в образе жестокой тиранки, которая хладнокровно избавилась от мужа, освободив место для его брата, и пытается устранить сына, мешающего ей устраивать личную жизнь.