46th International Philological Research Conference

Способ глагольного действия в аспекте лингвокультурологии

Ольга Альбертовна Димитриева
Докладчик
преподаватель
Чувашский государственный педагогический университет им. И. Я. Яковлева

195
2017-03-14
16:00 - 16:30

Ключевые слова, аннотация

Способ глагольного действия, концептуализация действия, русская языковая картина мира, менталитет, лингвокультурология.

Тезисы

Способ глагольного действия, оказываясь объектом лингвокультурологического изучения, является средством представления культурно значимых элементов семантики глагольного слова. Анализ глагольных множеств «пить» и «есть» показывает, что наиболее параметризованным, словообразовательно и образно маркированным является первое множество, что позволяет сделать вывод о значимости, особом отношении и месте действия пить в русской языковой картине мира.
Глаголы, относящиеся к тому или иному способу действия, часто оказываются средством характеризации человека. Так, сативный (сатуративный) способ глагольного действия отражает отмечаемую многими исследователями привычку русского человека во всем доходить до крайностей, прерывисто-смягчительный способ — размеренность уклада и т. д.
Особенностью употребления глагола того или иного способа действия в той или иной аспектуальной ситуации является приобретение им дополнительных характеристик, таких как квалитативность, норма, социальных коннотаций. Лингвокультурологический анализ глагольных множеств «есть» и «пить» позволяет определить их асимметрию: имея фреймовый характер и выполняя определенный сценарий, глагол из множества «есть», благодаря своей «многоступенчатости», «многоэтапности», часто является источником образной номинации, глагол из множества «пить» является мишенью образной номинации.
Глагол пить и его дериваты в зависимости от СГД «проходят» сквозь систему ценностей: пить так же, как и есть, относятся к витальным ценностям, попивать, потягивать (в значении не спеша, смакуя) — гедонистическим ценностям; спиться — социально-утилитарным антиценностям. Глаголы с семантикой поглощения пищи задействуют внешнюю (социальную) сферу, приравнивая любой объект материального мира к пище.