46th International Philological Research Conference

От лингвистики к психолингвистике — или наоборот

Вадим Борисович Касевич
Докладчик
профессор
Санкт-Петербургский государственный университет

191
2017-03-13
12:10 - 12:35

Ключевые слова, аннотация

Лингвистика, психология, память, когнитивные науки, междисциплинарность.

Тезисы

Логичной представляется схема развития (суб)дисциплин, изучающих язык и речевую деятельность, которая (схема) имеет вид «лингвистика → психолингвистика → социолингвистика»; иными словами, переход от этапа к этапу, с этой точки зрения, есть добавление нового измерения и тем самым обогащение нашей науки. Вектор логического развития при данном понимании ситуации совпадает с вектором ее исторического развития: лингвистика как таковая возникла раньше, чем психо- и социолингвистика.
Вместе с тем, по крайней мере в фонологии существуют и иные представления о траектории развития соответствующей науки: принято считать, что фонология начиналась как по преимуществу психологическая дисциплина. Такова она у Бодуэна. Щерба первым заговорил о смыслоразличительной функции фонемы, а Яковлев «очистил фонему от психологизма»; и то, и другое было энергично поддержано Трубецким.
Попробуем, однако, несколько сменить ракурс рассмотрения, не привязывая его к вопросу о векторе развития теории. Сформулируем вопрос так: есть ли в лингвистике понятия, исконно принадлежащие психологии, без которых лингвистика в принципе обойтись не может? По крайней мере одно такое понятие есть: это память. Вводим мы это понятие эксплицитно или нет, мы фактически пользуемся им, например, тогда, когда различаем инвентарные и конструктивные единицы; инвентарные хранятся в памяти, конструктивные строятся в речевой деятельности по мере необходимости по правилам, равным образом хранящимся в памяти.
Это «взаимопрорастание» лингвистики и психологии дает все основания рассматривать лингвистику как междисциплинарную область знания.