46th International Philological Research Conference

Ричерката, найденная вновь: случай из учебника Альбрехтсбергера

Кирилл Владимирович Дискин
Докладчик
сотрудник
Санкт-Петербургская государственная консерватория имени Н. А. Римского-Корсакова

9-я линия В.О.2/11б ауд.120
2017-03-14
14:30 - 14:55

Ключевые слова, аннотация

Контрапункт, фуга, И. Г. Альбрехтсбергер, ричерката, жанровые наименования.

Тезисы

Ричеркар (ricercare, ricercata, а также другие словоформы) — одно из распространенных жанровых наименований инструментальной музыки XVI–XVII вв. Во Франции так обычно называли гомофонные пьесы в духе прелюдий, в Италии и, позже, в Германии — сложные по технике имитационные пьесы, состоящие из нескольких звеньев, каждое на своей теме (реже — монотематические); такой имитационный ричеркар считается одним из предшественников фуги. В XVIII в. название «ричеркар» почти исчезает из музыкальной практики, но фигурирует в авторитетных немецких теоретических трудах — «Musikalisches Lexicon» (1732) И. Г. Вальтера (Walther) и «Ab­handlung von der Fuge» (1753) Ф. В. Марпурга (Marpurg) в значении искусно разработанной фуги. (Вальтер, правда, различает ricercare и ricercata, считая, что второе означает импровизационную прелюдию.) Венский теоретик, учитель Бетховена И. Г. Альбрехтсбергер (Albrechtsberger), однако, в своем учебнике «Gründliche Anweisung zur Composition» (1790) предлагает иное понимание термина ricercata (для него — синоним ricercare) — фуга, в которой вторая часть основана на теме в инверсии. Это определение далее раскрывается через подробное описание процесса сочине­ния, а примером служит фуга известного теоретика и контрапунктиста И. Ф. Кирнбергера (Kirnberger), обозначенная «Ricercata». Структура этой пьесы настолько специфична, а описание процесса сочинения соответствует ей в таких деталях, что складывается впечатление, будто новое определение ричеркаты возникло именно из фуги Кирнбергера. Готовя учебник по заказу солидного лейпцигского издательства, Альбрехтсбергер стремился представить широкое, основательное знание о фуге. Не имея, видимо, возможности справиться о редком виде фуги в авторитетных трудах, он был вынужден изобретать его теорию сам.