46th International Philological Research Conference

Нулевая степень кинематографа в документальных фильмах С. Лозницы

Ольга Давыдова
Докладчик
старший преподаватель
Санкт-Петербургский государственный университет

1000
2017-03-21
11:30 - 12:00

Ключевые слова, аннотация

Кинематограф, нулевая степень письма, Барт, Лозница, документальность, фильмическое.

Тезисы

В рамках аналитики кино-текста одной из возможных теоретических стратегий становится выделение в кино пласта, который можно описать как «письмо». Речь идет о кинематографическом письме, которое преодолевает языковые и стилевые структуры, объективируя кинематограф как таковой, становясь размышлением о природе фильмического. Возможен ли такой кинематограф, и как именно он будет работать? Понятие «нулевая степень письма», предложенное Р. Бартом, вводит в поле аналитики кино идею освобождения фильмического от языка, идеологии и любых коннотаций. Документальные фильмы Сергея Лозницы («Полустанок», «Портрет», «Блокада», «Письмо» и др.) сконструированы так, чтобы обойти характерную для неигрового кино проблему достоверности как раз через отрицание — монтажа, движения в кадре, движения камеры. Кинематограф Лозницы оказывается примером радикального утверждения элементов самой природы фильмического, которые обычно скрыты за элементами языковыми. Лозница же, почти отказываясь от языка кино, выводит такие явления как длительность, движение, кинематографическое время на поверхность, превращая их в объект изображения.
Неигровой кинематограф Лозницы, интерпретируемый как «нулевая степень кинематографа», оборачивается вариантом теории документальности. Понимание документа выходит за пределы споров о достоверности и конвенциональности, основанием документа становится только чистый кинематографический опыт, а его содержанием — природа кино. Доклад станет попыткой описания «нулевой степени кинематографического письма» как теоретического концепта. В рамках доклада будут затронуты вопросы: как проявляется идея письма в аналитике кинематографа? Каким образом возможно отрицание киноязыка и утверждение «нулевой степени кинематографа»? Как в таких фильмах конструируется документальность?