46th International Philological Research Conference

Эмоциональный аспект взаимодействия человека и диалоговых систем

Анна Дегтева
Докладчик
старший преподаватель
Санкт-Петербургский государственный университет

193
2017-03-15
15:10 - 15:30

Ключевые слова, аннотация

Диалоговые системы, виртуальные агенты, компьютерная лингвистика, эмоциональный аспект коммуникации.

Тезисы

Развитие технологий, используемых для разработки виртуальных агентов и диалоговых систем, делает возможным создание систем достаточно высокого качества, а специфика развития средств коммуникации и окружающей человека технологической среды делает их востребованными в данный момент.
Одним из наиболее актуальных для изучения аспектов взаимодействия человека с виртуальными собеседниками является эмоциональный — именно он, по словам Алана Тьюринга заставляет нас поверить в то, что машина, действительно, способна мыслить.
Тем не менее, картина, в которой в диалоге человека и системы участвуют двое, является обманчивой: диалоговая система является не только самостоятельным агентом, но и микрофоном, через который говорят его создатели или же аггрегатором целой группы мнений.
Говоря об эмоциональном компоненте общения человека с системой в целом мы можем рассматривать эмоции трех участников коммуникации: эмоции, испытываемые человеком при взаимодействии, моделируемые эмоции системы, а также эмоциональное восприятие системы ее разработчиками и его влияние на конечный результат.
В данный момент в русскоязычном сегменте исследований этот гуманитарный аспект создания диалоговых систем в значительной степени обойден вниманием, что может приводить к снижению потенциальной эффективности их работы, невзирая на технологические инновации.