46th International Philological Research Conference

Экфрастические портреты персонажей в пьесе О. Уайльда «Идеальный муж» и их репрезентация в экранизациях А. Корды и О. Паркера

Нина Станиславна Бочкарева
Докладчик
профессор
Пермский государственный национальный исследовательский университет
Екатерина Олеговна Пономаренко
Докладчик
магистрант 1 курса
Пермский государственный национальный исследовательский университет

кинозал
2017-03-18
11:30 - 12:00

Ключевые слова, аннотация

Английская литература, экфрасис, экфрастический портрет, экранизация.

Тезисы

Экфрастические портреты персонажей в пьесе О. Уайльда «Идеальный муж» (Wilde «An Ideal Husband» 1891) содержатся в основном в ремарках, выполняющих экспозиционную функцию (т. е. представляющих каждого персонажа через реминисценции к произведениям изобразительного искусства). Так, экфрастический портрет леди Чилтерн соединяет имплицитную (греческая статуя) и эксплицитную (французский гобелен) реминисценции. Миссис Чивли характеризуется как «произведение искусства со следами влияния слишком многих школ», а лорд Горинг, напротив, слишком неуловим и парадоксален для статичных картин и статуй.
В фильме А. Корды (Korda 1947) леди Чилтерн окружают не только мифологические картины, но и собственные портреты, что подчеркивает ее самоуверенность. В фильме О. Паркера (Parker 1999) леди Чилтерн появляется в окружении пейзажей, здесь ее образ более мягкий. Экфрастические сравнения Гертруды и Мейбл с греческими статуями у Паркера репрезентируются с помощью «живых картин», в которых участвуют героини. Если в пьесе Роберт Чилтерн через упоминание портретов Ван Дейка (van Dyck) косвенно ассоциируется с Карлом I, неудачно завершившим свою политическую карьеру, то появление бюста греческого бога Гермеса в фильме Паркера иронически указывает на успех в политических и торговых делах. В обоих фильмах, в отличие от пьесы, лорд Горинг ассоциируется с произведениями искусства и становится центральным персонажем, с которого начинается действие. В фильме Корды он перед зеркалом примеряет бутоньерки и изрекает парадоксы, а на заднем плане видны эстампы, изображающие лошадей и сцены скачек. В фильме Паркера лорд Горинг в Парламенте разговаривает с бюстами греческих мудрецов.