46th International Philological Research Conference

Карусель истины (Смысл эпиграфа в романе В. Набокова «Дар»)

Екатерина Ильинична Ляпушкина
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет

188
2017-03-17
16:30 - 16:50

Ключевые слова, аннотация

Эпиграф, роман, композиция, смысл, эмпирический опыт, искусство, действительность.

Тезисы

Как известно, эпиграфом к роману В. Набокова «Дар» послужил текст упражнения из «Учебника русской грамматики» П. В. Смирновского. Это упражнение относится к параграфу, вводящему категорию рода имен существительных. Очевидно, что содержание упражнения в составе учебника носит чисто грамматический характер. Примеры демонстрируют возможности сочетаний разнородовых существительных (первые пять предложений), а также необходимость согласования по роду прилагательного с определяемым существительным (шестое предложение). При этом сами предложения никак не связаны друг с другом по смыслу; более того, и семантика каждого из них в отдельности не имеет никакого значения. Однако понятно также и то, что, становясь эпиграфом к роману, эти предложения получают принципиально новое смысловое измерение, поскольку в контексте романа, во-первых, актуализируется семантическое наполнение каждого из них, во-вторых, между отдельными предложениями устанавливается объединяющая их смысловая связь, обеспечивающая им статус единого текста и, наконец, в-третьих, текст эпиграфа проецируется на текст романа в целом. В докладе также рассматривается вопрос о функции эпиграфа в композиционном построении романа.