46th International Philological Research Conference

Проблемы представления описательных предикатов в лингводидактической модели русского языка

Екатерина Валерьевна Соколова
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный университет

201
2017-03-16
16:30 - 16:45

Ключевые слова, аннотация

Грамматика, синтаксис, описательный предикат, экспликатор, дескрипция, прикладные направления лингвистики.

Тезисы

Описательные предикаты (ОП), определяемые как синтаксические единицы по смыслу равнозначные слову и обладающие отдельными свойствами фразеологизмов и свободных сочетаний, являются необходимым атрибутом научного текста, так как участвуют в синонимических перефразировках, имеющих целью выполнение конкретных коммуникативных задач. Обучение декодированию и продуцированию ОП, необходимых инофонам при чтении и построении научных текстов, не должно основываться на запоминании клишированных оборотов. Для обучения построению ОП следует предъявить внятный алгоритм их порождения. Существующие классификации ОП «от глагола-экспликатора» не пригодны при преподавании РКИ, поскольку ведущим  в этом случае должен быть подход «от семантики к средствам выражения». Отмечена необходимость создания описания ОП «от исходного слова». Такое описание в большей степени возможно для ОП-1 (вести спор), представляющих собой дескрипции уровня словосочетания. По отношению же к ОП-2, являющимся подлежащно-сказуемостными структурами: Произошел взрыв, Присуще постоянство, Тоска взяла, такой способ описания проблематичен. Наибольшие трудности вызывают ситуации с денотативными предикатами события, процесса и действия, поскольку образование ОП-2 часто сопряжено с одновременным перераспределением ролей основных компонентов денотативной структуры: Идет спор, Ведется расследование.