46th International Philological Research Conference

Идеологизация массового сознания как интенциональная категория кризисного дискурса

Елена Витальевна Пильгун
Докладчик
аспирант
Минский государственный лингвистический университет

182
2017-03-17
13:20 - 13:40

Ключевые слова, аннотация

Кризисный дискурс, идеологизация, интенциональность, коммуникативные стратегии, коммуникативные тактики, приемы.

Тезисы

Современный мир сталкивается с большим числом кризисов и вынужден искать пути их разрешения. Зачастую, средства массовой информации предпринимают попытки организовать новостное пространство, используя технологии идеологизации массового сознания в условиях кризиса. Актуальность исследования идеологизации как интенциональной категории обусловлена необходимостью определения и изучения стратегий идеологизации массового сознания в кризисных ситуациях, реализации некоторых коммуникативных цепочек «цель — интенция — стратегия — тактики — приемы» в условиях кризисной коммуникации, а также стратегий кризисной коммуникации в целом. Потребность описания стратегий идеологизации массового сознания как части дискурса кризисных ситуаций продиктована необходимостью изучения когнитивных и коммуникативно-прагматических механизмов, лежащих в основе мыслительной деятельности человека. Прагматическая направленность кризисного дискурса, его конкретная установка на получателя информации определяет не только отбор языковых средств, но и способ их подачи и организации; выбор смыслов и их оттенков в соответствии с формой речи (репортаж, инструктаж, статья, обращение к народу и т. д.). В современном глобальном коммуникативном пространстве кризисные ситуации используются для реализации политических амбиций, целей. Кризисная коммуникация даже в случае природных кризисов идеалогизируется, а сама ситуация используется как повод для политических спекуляций. Делается вывод о том, что наряду с информативной функцией (сообщение о кризисе, возможных проблемах и путях его преодоления), дискурс кризисных ситуаций выполняет и воздействующую функцию, оказывает сильное идеологическое воздействие на массовое сознание.