46th International Philological Research Conference

Пьеса-приквел в современной драматургии: функционирование и поэтика жанра

Евгений Михайлович Васильев
Докладчик
докторант
Житомирский государственный университет им. Ивана Франко

1000
2017-03-15
15:00 - 15:20

Ключевые слова, аннотация

Драматургия, постмодернизм, поэтика, жанр, приквел, драма-приквел.

Тезисы

Среди новейших жанровых форм драматургии рубежа ХХ–ХХI вв. заметной является драма-приквел. Как и родственные жанровые формы драмы-сиквела, драмы-римейка, драмы-сайдквела, драмы-кроссовера, драмы-ремикса, приквел относится к сюжетообразующим жанрам. Если сиквел в сюжетном отношении представляет собой постсюжет, непосредственное продолжение исходного текста, то приквел является протосюжетом последнего. Однако сюжетно приквел является самостоятельнее сиквела, его персоносфера также оригинальнее. Приквел имеет долгую литературную историю (от эпической поэмы «Киприи» до романа «Гертруда и Клавдий» Апдайка). Классический приквел отличается от современного отсутствием игрового содержания и иронических форм транскультурного диалога. Драма-приквел функционирует (пока не очень широко) в современной драме. В одних случаях она представляет собой протосюжет к собственной пьесе («Домашняя жизнь» Э. Олби — приквел к его же драме «Что случилось в зоопарке»; ее сюжет вращается вокруг семейных отношений Питера и его жены Анны и завершается тем, что герой покидает дом и направляется с книгой в Центральный парк), в других — к произведениям мировой театральной классики («Гамлет. Нулевое действие» Л. Петрушевской — карнавализированный конспирологический приквел эльсинорских событий, «Чтение карты на ощупь» Д. Бавильского — предыстория «Вишневого сада»; посвящена отъезду Раневской из Парижа в Россию). Жанровые приметы драмы-приквела: тесная сюжетно-фабульная связь с основным текстом; сохранение оригинального хронотопа; свободная связь персоносферы приквела с миром действующих лиц оригинального произведения; наличие гибридно-цитатных персонажей (Пельше, Зорге и Куусинен у Петрушевской); наличие черт других сюжетообразующих жанровых форм (римейка у Петрушевской, кроссовера у Бавильського).