45th International Philological Research Conference

«Медицинские тексты» в русской литературе конца XIX в. — начала XX в.

Алина Алексеевна Соломонова
Докладчик
преподаватель
Военно-космическая академия имени А. Ф. Можайского

201
2016-03-19
13:55 - 14:15

Ключевые слова, аннотация

В докладе рассматриваются литературно-художественные, этические и публицистические задачи, которые ставит автор литературного произведения, используя медицинскую тематику (например, решение сугубо профессиональных вопросов в «Записках врача» В. В. Вересаева, решение политико-социальных проблем у А. И. Куприна, обращение к общечеловеческой этике у А. П. Чехова, попытка совместить узкоспециальную медицинскую и общую для всех мораль у М. А. Булгакова). Анализируются различные виды механизмов сбоя коммуникации персонажей и причины этих сбоев.

Тезисы

Мы обратим внимание на проблемы важного для понимания произведения медицинского контекста, зачастую ускользающего от читателя. Например, без наличия контекстных, фоновых знаний читатель может увидеть конфликт чеховских «Врагов» лишь в том, что Кирилова оторвали от переживания своего горя и обманули: пациента не оказалось, а все приготовления героя и жертвования личным во благо ближнего оказались тщетны.
Доклад состоит из двух частей.
В первой части, «Художественный и публицистический взгляды на медицину», будут рассмотрены литературно-художественные, этические и публицистические задачи, которые ставит автор, используя медицинскую тематику (например, решение сугубо профессиональных вопросов в «Записках врача» В. В. Вересаева, решение политико-социальных проблем у А. И. Куприна, обращение к общечеловеческой этике у А. П. Чехова и М. М. Зощенко, попытка совместить узкоспециальную медицинскую и общую для всех мораль у М. А. Булгакова).

Во второй части, «Особенности поэтики», будет проанализирована типология сюжетов и характерные коммуникативные ситуации, а также рассмотрены механизмы постоянного сбоя коммуникации из-за:
1. разных пониманий персонажами болезни или задач коммуникации;
2. нестандартности самой по себе ситуации, лечение в которой оказывается невозможным из-за: а) симуляции героя, б) превращения ситуации лечения во что-то другое, в) убежденности героя в чем-либо, в) непрофессионализма персонажа-медика, г) неверных или специфических методов лечения, д) халатности и грубости персонажа-врача.

Любопытно, что один и тот же тип нарушения коммуникации героев может становиться в одних произведениях средством создания комического, в других — трагического.

После анализа типов сбоя коммуникации мы обратим внимание на причины этих сбоев из-за т. н. «мифологии болезни и медицины»: заблуждения персонажа, недостаточности знаний, наделения предметов целительной силой, обмана и самообмана. Такая мифология есть и у персонажей-пациентов, и у персонажей-медиков. Особое внимание уделено особенностям поведения героев в ситуации болезни и лечения, медицинской этике и медицинскому бюрократизму, зачастую становящимся не только предметом рассуждений героев, но фабулой с богатым набором сюжетных вариантов в различных текстах.
Отдельно отмечаются случаи медицинского юмористического контекста в произведениях писателей-медиков, оказывающегося не просто «шуткой для своих» (притом с историко-медицинскими особенностями из-за культурно-хронологической дистанции «текст-читатель»), но и средством создания подтекста.
Наш анализ, отмечая характерные особенности произведений на медицинскую тематику, предлагает выделение «медицинского текста» как особого литературного жанра.