45th International Philological Research Conference

Апофеоз беспочвенности, или русская философия на французской почве: рецепции неогегельянства и экзистенциализма во Франции в 1930-е гг.

Анатолий Аркадьевич Рябов
Докладчик
доцент
Санкт-Петербургский государственный экономический университет

129
2016-03-19
13:30 - 13:50

Ключевые слова, аннотация

В 1920–1930-х гг. в интеллектуальной жизни Франции наблюдается небывалый интерес к творчеству русских мыслителей-эмигрантов, оказавшихся в это время в Париже. Особую роль в развитии этого интереса сыграли деятельность А. Кожева в его знаменитом семинаре по «Феноменологии духа» Гегеля и позднее творчество Л. Шестова, посвященное философии Кьеркегора и Гегеля. Парадоксальным образом противоположные философские интенции этих русских мыслителей, в конечном счете, оказали существенное влияние на формирование важнейшего направления во французской философии ХХ в. — экзистенциализма.

Тезисы

В 20–30-х гг. ХХ в. в интеллектуальной жизни Франции наблюдается небывалый интерес к творчеству отдельных русских мыслителей-эмигрантов, оказавшихся волею судеб в это время в Париже. Речь идет о таких известных русских мыслителях, философах русского Зарубежья, как Н. Бердяев, В. Зеньковский, Г. Флоровский, Л. Шестов, Б. Вышеславцев, и менее известных, таких, как А. Койре и А. Кожев. Особую роль в развитии этого интереса сыграли деятельность А. Кожева в его знаменитом семинаре по «Феноменологии духа» Гегеля и позднее творчество Л. Шестова, посвященное философии Кьеркегора и Гегеля. При этом следует иметь в виду, что оба этих мыслителя представляли разные поколения русских философов, и речь идет не только о значительной разнице в возрасте, но и, главным образом, о принципиальных расхождениях в понимании мира. Если для А. Кожева философия — это, прежде всего, рациональное мировоззрение, то у Л. Шестова с самого начала его творчества доминировало иррационально-религиозное понимание  философии, граничащее с мисологизмом и восходящее к знаменитому тезису К. Тертуллиана: «верую, ибо абсурдно». Семинары А. Кожева оказали  серьезное влияние на таких мыслителей видных французских мыслителей, как Ж. Батай, А. Бретон, Ж. Ипполит, Ж. Лакан, М. Мерло-Понти и другие. Что же касается влияния идей Л. Шестова, то оно прослеживается, прежде всего, в творчестве А. Камю, С. Вейль, С. де Бовуар и Ж.-П. Сартра и других мыслителей. Парадоксальным образом противоположные философские интенции этих русских мыслителей, в конечном счете, оказали существенное влияние на формирование таких важнейших направлений во французской философии ХХ в., как феноменология и экзистенциализм.