45th International Philological Research Conference

Проблема самоидентичности в афроамериканских классических историях рабов, написанных авторами-женщинами

Юлия Львовна Сапожникова
Докладчик
профессор
Смоленский государственный университет

190
2016-03-17
14:50 - 15:05

Ключевые слова, аннотация

Выступление посвящено сравнительному анализу афроамериканских классических историй рабов, написанных авторами-женщинами, и рассмотрению вопросов конструирования идентичности. Автор показывает, что героини этих произведений формируют собственную идентичность под влиянием своей семьи, особенно женской ее части, и культурного наследия всей общины. Истории рабов, написанные авторами-женщинами, рисуют читателям способы борьбы темнокожих невольниц за собственное достоинство.

Тезисы

Афроамериканские «истории рабов» (или «классические истории рабов») («slave narrative») — это автобиографические повествования беглых или освобожденных рабов, которые они рассказывали белым переписчикам-редакторам или писали сами в конце XVIII в. — начале XX в.). Интерес к проблематике идентичности впервые появился именно в этих произведениях, которые стали описанием стратегий выживания темнокожих невольников и сохранения ими собственной идентичности как представителей этнической группы.
Осмысление названной центральной темы в основном проходило через рассмотрение соответствующих бинарных оппозиций. Жизнь раба выстраивалась, в первую очередь, через оппозицию «белое — черное». Однако она касалась не только моральных, но и социальных отличий, последние реализовывались в повседневной жизни плантаций и должны были быть отражены в произведениях темнокожих невольников через оппозиции «хозяин — раб» и «человек — раб (животное)».
Однако в историях рабов, написанных женщинами, оппозиция «человек — раб (животное)», как нам кажется, в значительной степени утрачивает свою актуальность, так как в этих произведениях все внимание обращено на темы дома, семейного быта, переживаний самих женщин и их детей, а значит, человеческие переживания. Другим источником борьбы с идентичностью раба становится у авторов-женщин религия. Соответственно, в повествованиях женщин возникает оппозиция «вера рабов — религия рабовладельцев». Кроме того, развитие женщины происходит в отношениях, при этом на первый план выходит эмоциональная близость, психологическое состояние женщины напрямую зависит от этого общения, она стремится заботиться о других людях и нести за них ответственность, поэтому община играет в ее жизни большую роль.
В своих повествованиях авторы-женщины постоянно цитируют песни рабов, которые передавались из уст в уста и являлись источником общинного самовыражения, а также способом передачи культурной памяти. Таким образом, в историях рабов, написанных авторами-женщинами, мы видим героинь — представительниц общины. Они формируют собственную идентичность под влиянием своей семьи, особенно женской ее части, и культурного наследия всей общины; борются за сохранение уважения семьи и собственного достоинства, но, обнаружив невозможность этого в рабстве, решаются бежать, в первую очередь, ради своих детей.