45th International Philological Research Conference

Женские образы в произведениях Эсы де Кейроша

Екатерина Викторовна Есина
Докладчик
преподаватель
Сообщество франкофонов СПб

190
2016-03-18
14:00 - 14:15

Ключевые слова, аннотация

Доклад посвящен женским образам в произведениях португальского писателя второй половины XIX в. Эсы де Кейроша. Имя этого писателя немного говорит русскоязычному читателю, нечасто обращались к его творчеству и современные российские специалисты в области литературоведения. Однако без анализа его наследия история мировой художественной литературы была бы неполной. В своих произведениях писатель затрагивает тему непростой женской судьбы в католической Португалии современной ему эпохи.

Тезисы

Имя Эсы де Кейроша немного говорит русскоязычному читателю, нечасто обращались к его творчеству и современные российские специалисты в области литературоведения. Писатель освоен лишь эмпирически, не прочитан как художественное явление. Однако без анализа его творчества история мировой художественной литературы была бы неполной. Все, что создал Кейрош, является достоянием португальской литературы и мировой литературы в целом.
Становление образа реалистического героя португальской литературы невозможно без упоминания героинь произведений Кейроша. В своих произведениях автор затрагивает тему непростой женской судьбы в католической Португалии современной ему эпохи. Автор изображает женщин духовно выше мужчин-героев. У Кейроша много положительных женских образов (в отличие от мужских).
Стремление женщин к счастью — это естественная вера в добро, в возможность осуществления благодати. Традиционным путем к этому является Церковь. Однако зачастую церковная система лишает женщин возможности любить и быть любимыми. Счастье Амелии из произведения «Преступление падре Амаро» невозможно, потому что ее возлюбленный — священник.
В произведениях Кейроша есть и женщины-бунтарки, они имеют свой характер, действуют наперекор обстоятельствам. Главная героиня «Кузена Базилио» борется против старых предрассудков, по-женски выражая свое несогласие, протест. Луиза в «Кузене Базилио» смелей и решительней и мужа, и возлюбленного.
Писатель не обходит стороной и тему падших женщин, которые гораздо хитрее и расторопнее своих незадачливых возлюбленных. Именно подарок легкомысленной перчаточницы лишает наследства Теодорико в романе «Реликвия».
Женские судьбы могут быть полны драматизма, как в «Семействе Майя», когда влюбленные обнаруживают, что являются братом и сестрой, или в «Трагедии Цветочной улицы», когда сын, сам того не подозревая, влюбляется в свою мать.
Таким образом, являя собой широкий срез разных слоев общества, женские образы Кейроша составляют неотъемлемую часть произведений писателя на протяжении всего периода его творчества.